сын отрывается от реальности
Татьяна, добрый день. Нашей семье очень нужен взгляд со стороны и взгляд профессиональный. Моему старшему сыну 20 лет. Осенью он бросил институт (сказал, что ему это образование – учился на энергетика – неинтересно), сейчас проходит медкомиссию перед армией. Большую часть своего времени он проводит за компьютером. Мы не настаивали, чтобы он искал хотя бы временную работу, поскольку походы в военкомат и поликлинику были практически через день. В результате у него образовалась масса свободного времени и он погрузился в виртуальную реальность. Там у него общение, друзья по игре, а в реальном мире отношения исчезли. Ни друзей, ни девушек. Раньше он был заводилой – собирал дворовую футбольную команду и часами гонял мяч, сейчас вообще не выходит из дома. То, к чему мы пришли – лишь последнее звено в двухлетней цепи. В 18 он перестал есть мясо. Говорит, что белок животных – мертвая энергия, она не дает сил, а отбирает их. Недавно перестал есть даже яйца (это же яйцеклетки!). Он прочитал Синельникова, множество литературы, связанной с йогой. Его увлекают японские мультфильмы, где поднимаются темы поиска своего предназначения. Мультфильмы он мне показывал, они замечательные, философские. Но уж очень сильно у него к ним пристрастие – пересматривает постоянно. Когда мы пытаемся разговаривать с ним о его планах на будущее, он говорит, что планов нет, что его девиз – «живи, импровизируя», и просит нас не грузить его негативными предсказаниями. Считает, что мы своими страхами и негативом навлекаем на него беду. Он был спортивным юношей, но за два года углеводного питания набрал 20 кг, что уже сказывается на внешнем облике (появились растяжки). Но к врачам он обращаться категорически отказывается. Я беспокоюсь за него и мне не нравится иждивенческая позиция. Хотя, летом он помогал отцу на стройке, но сейчас вообще не проявляет желания зарабатывать. Он свел свои потребности к минимуму, ни к чему не стремится, кроме того, чтобы его оставили в покое и он смог жить в своем компьютерном мирке. Разговоры об ограничении общения в виртуальном мире бесполезны. Ему просто нечем больше заняться. Он отрывается от ноутбука, только чтобы приготовить себе еду и сходить в ванную (кстати, в ванную он ныряет иногда по два три раза в день, мне уже кажется, это невроз). Муж говорит, что в армии вся «дурь» пройдет, я же опасаюсь, выдержит ли его психика армейские нагрузки. Он действительно сильно отличается от своих сверстников. Муж считает, что сын бежит в свой виртуальный мир, в том числе и из-за нас, нашего давления: ты должен хорошо учиться, должен получить профессию. Что мы его чрезмерно завоспитывали. Хотя я не согласна. Мы бы приняли любой его выбор – в плане профессии, но он к концу школы так и не определился, чем бы хотел заниматься. Я понимаю, что поиски себя могут быть долгими, сама прошла через это, правда в 30 лет, но у меня была семья и обязательства перед ней я выполняла, как бы плохо не было бы на душе. Я опасаюсь, как бы эти «поиски себя» не привели бы к тому, что человек так и останется инфантильным, безответственным иждивенцем без будущего. Как мне быть?
Заранее спасибо.

Ответ эксперта
Ольга, только по приведенному вами описанию ситуации трудно сказать, что именно происходит с вашим сыном. Не исключено, что так своеобразно протекает подростковый кризис. На этапе взросления иногда бывает, что в силу разных причин, чаще всего, из-за излишней тревожности или неудовлетворенности тем, как складывается жизнь, молодые люди выбирают путь аскетизма, самоограничений. Родителям, действительно, трудно повлиять на этот процесс. Единственный выход – отойти в сторону и не мешать взрослению сына, дабы дать возможность столкнуться с реальностью во всех ее проявлениях. Но вы, Ольга, упомянули еще про пристрастие сына к компьютеру. Как вы считаете, что именно заставляет вашего сына «зависать» в компьютере? Его особенности, о которых вы упомянули? Что-то еще? Не секрет, что подросткам, молодым людям нужны победы, достижения. И, когда их нет в реальной жизни, они погружаются в мир виртуальный, в котором все легко. Эта «псевдолегкость» еще больше уводит от решения проблем в реальной жизни. Потому важно не твердить сыну о пагубном влиянии компьютера (хотя, конечно, обсуждать это можно и нужно), а помочь строить свою жизнь в реальности. Если же у юноши уже сформировалась компьютерная зависимость (что, судя по вашему рассказу, вполне вероятно), то без помощи специалистов не обойтись, т.к. любая зависимость – это заболевание, требующее лечения.
Ольга, ваше беспокойство по поводу службы сына в армии понять можно. Ведь если молодой человек пока не нашел места себе в обществе, дезадаптивен, то, есть вероятность, что и в армии ему будет сложно адаптироваться. Вы написали, что ваш сын сейчас проходит медкомиссию. Может быть, есть смысл вам поговорить с врачами, у которых сын проходил обследование, рассказать об особенностях юноши, проконсультироваться с психологом, неврологом, психиатром?