Как помочь ребенку, если он чувствует себя несчастным?
Здравствуйте! У нас непростые отношения в семье. В принципе, по всем основным вопросам мы можем договориться с мужем, кроме воспитания сына, которому сейчас уже 4 с половиной года. Дело в том, что я росла в семье, где прежде всего уважали личность и пытались обо всем договориться, а муж - в строгой, где важно было беспрекословное послушание без учета личных потребностей. И сейчас он называется мои методы "слишком лояльными", а "ребенок должен знать, что его жду суровые последствия" в случае непослушания или какого-то проявления эмоций, которые отец считает неприемлимыми. А мне кажется, что он не вникает в переживания ребенка, не пытается его понять, не ищет возможностей обсудить проблему, не учитывает факторы. Конечно, есть ситуации, в которых ребенок должен знать, что это "однозначно нельзя", я понимаю это. Речь о том, что для меня запреты и наказания должны быть обоснованны. При этом, разумеется, мы не обсуждали наши разногласия при ребенке, мы оба понимаем, что должны придерживаться единой стратегии, и ребенок не должен думать, что с мамой - одно, а с папой - другое. Иными словами, при ребенке я показываю солидарность с папой. Но в душе я с такими методами несогласна. В итоге сейчас мы достигли какого-то кризисного пика - сын на любое "нет" реагирует очень бурно - плачет, скандалит, открыто проявляет агрессию - может швырнуть вещи, хлопнуть дверью. Следом за этой бурей идут горькие слезы: "меня никто не любит, найдите себе другого сыночка, я ничего не хочу, вы плохие". А после этого - "я хочу, чтобы меня кто-нибудь приласкал". Он не хочет проводить с отцом время, если я предлагаю (сам папа не предлагает), он говорит, что боится, что я его брошу. Последнее, что меня очень и очень пугает и тревожит - "я убью папу и найду себе другого". В общем, видно, что ребенку плохо и он чувствует себя одиноким и несчастным. Как мне помочь ему? Как мне вести себя с ним?

Ответ эксперта
Анна, ваша семейная «воспитательная» политика вроде бы вполне разумна. Действительно, хорошо, если родители придерживаются единой позиции по отношению к ребенку. Однако последствия этой политики оказались весьма неприятными: вы пишете, что «ребенку плохо и он чувствует себя одиноким и несчастным». Это означает, что в выбранной вами политике не учтено самое главное, а именно, эмоциональное благополучие самого ребенка. Если родители придерживаются твердых принципов воспитания, не учитывая потребности и нужды ребенка, то у последнего возникает ощущение своей ненужности, никчемности. Такой ребенок чувствует себя нелюбимым и непонятым. Значит, необходимо договариваться о новой единой позиции. И определяется эта позиция в процессе диалога, обсуждения, понимания того, что стоит за взглядами каждого из родителей. Но для этого необходимо, чтобы супруги «слышали» друг друга и обсуждали проблемы на равных.
Анна, складывается впечатление, что описанная вами ситуация касается не столько проблем воспитания ребенка, сколько ваших супружеских отношений. Ведь, если позиция одного родителя обесценивается, не принимается всерьез, то это может свидетельствовать о нарушении баланса в отношениях между супругами. И это серьезный повод обратиться к семейному психотерапевту.