Нужно ли проходить реабилитацию после насилия?
так уж случилось, что с 11 лет я подвергалась сексуальному насилию со стороны члены семьи, а рассказать обо всем (и, как следствие, прекратить) смогла лишь в 15 лет. Мое общение с человеком прекратили, а после я переехала в другой город. прошло уже 10 лет с тех пор, а у меня не получается постоить свою семью - я не могу жить вместе с мужчиной - не могу переносить, когда со мной ругаются, когда требуют что-то сделать по дому, не переношу слов "ты должна". и спустя какое-то время я прекращаю отношения. поможет ли мне работа с психилогом научиться преодолевать такие трудности?

Ответ эксперта
Здравствуйте,
Я твердо убеждена в том, что все травмы такого масштаба необходимо прорабатывать с психологом, в группах на групповой терапии и вообще так много и так интенсивно, как это доступно и возможно для человека. Это тем более необходимо в ситуациях, как ваша: вы подвергались регулярному насилию прямо внутри семьи.
Совершенно неудивительно, что вы очень чувствительны к малейшим признакам тех ситуаций, в которых находились тогда. Конечно, речь идет не о буквальном сходстве ситуации, но таково уж влияние травмы: она все время словно бы «требует» новой пищи, а потому самые невинные слова, которыми мы обмениваемся в обычной жизни со своими близкими, будут слышаться иначе.
Хорошим признаком того, что ваша ситуация преодолима, является то, что вы уже имели или имеете отношения с мужчинами. Даже если они не продолжались долго, вы понимаете, что может быть причиной таких обрывов отношений.
Конечно, такая работа, которая вам предстоит, трудна и не стоит ждать совсем быстрых результатов. И конечно, никто не сотрет в вашей памяти того, что происходило. Да это и не является целью: как вы сами формулируете для себя, необходимо научиться иметь дело с последствиями и не переносить на новые ситуации ваши эмоциональные переживания из прошлого.
Желаю вам терпения, результат стоит усилий.
Ответ эксперта
Да, работа с психологом должна вам помочь. Лучше, если это будет специалист с опытом работы с эмоциональными травмами. Он поможет пережить травматичный опыт более сознательно, научит контролировать его воздействие на нынешнюю жизнь. Поможет разделить прошлое и настоящее. Параллельно имеет смысл поискать группы, где работают с травмами насилия – они эффективны и оказывают очень мощную поддержку.
Сексуальное насилие - это травма. На психологическом языке это значит, что психика человека, а тем более ребенка столкнулась со столь мощными переживаниями, что не смогла сознательно пережить (понять, осознать, объяснить, как-то к нему отнестись) этот ужасный опыт. И пережитый опыт насилия, во-первых, как бы отщепляется и существует в психической жизни автономно, т.е. не контролируется сознанием. А во-вторых, он обладает большим запасом психической энергии и из-за этого может влиять на нашу жизнь. Как правило, бессознательно. К сожалению, энергия из такого рода травматичного комплекса выходит медленно, поэтому быстро преодолеть его влияние невозможно. Нужно ждать. Проблема еще заключается в том, что травмированная психика старательно защищается от повторения травматичного опыта, и она в этом всегда переусердствует, защищая от всего, что может иметь какое-либо отношение к травме. Например, после опыта насилия со стороны мужчины, все мужчины могут восприниматься опасными. При этом разумом мы понимаем, что это неверное суждение, тем не менее "травма" настойчиво "диктует" нам обратное, оказывая более сильное влияние на наше поведение, чем разумные доводы.
Важно, что попытки пережить травму, т.е. в вашем случае выстроить отношения (даже если они не выглядят для вас удачными), выхолащивают травму, т.е. выводят эту "вредную" энергию, подпитывающую травму. Поэтому останавливаться не надо.
Другой вопрос, что ваш особенный прошлый опыт предъявляет определенные требования к мужчине, который будет рядом с вами. Это должен быть человек, который не только сможет сострадать вашей детской части, которая была грубо поранена, но и сможет выдержать последствия этой раны, с которыми вы оба будете сталкиваться. Т.е. быть особенно чутким и терпеливым, всякий раз разделяя травматичное прошлое и настоящее, не имеющее к травме отношения.
В то же время вам самой важно научиться осознавать, что вы живете под сильным влиянием травмы прошлого, и что в вас одновременно существует и желание преодолеть травму, и страх столкнуться с ней вновь. Например, именно страх столкновения с травмой не позволяет вам отвечать на требования со стороны мужчин и разного рода должествования, хотя вероятнее всего эти требования более безобидны, чем вы их переживаете, и являются обычным вкладом в отношения (в любых, даже самых демократичных отношениях, партнеры друг другу что-то должны). Т.о. часть, желающая избавления от «прошлого», должна стать сотрудничающей с мужчиной, которому вы сможете доверять, и с психологом, к которому вы обратитесь. В любом случае вам придется объединиться с кем-то помогающим против «призраков прошлого». Но помните, что сама по себе идея объединения может для травмированной части психики носить характер опасности, и здесь вам важно полагаться на свою зрелую часть, которая может спорить с «голосом травмы», и суметь довериться.