Отчего я так сильно переживаю смерть своей собаки?
Моя собака погибла три месяца назад, и я до сих пор о ней плачу. Меня не было рядом, когда ей нужна была помощь – никак не могу смириться с потерей…

Ответ эксперта
Всякий, кто растил, любил и терял своих зверей, знает эту боль: взрослые, разумные люди плачут над ними так горько, так беспомощно... Наши отношения с животными проще, но и надежней, чем с людьми. Собака не изменит и не изменится, в нашей взаимной привязанности не будет тех сложностей и драм, без которых не бывает человеческой любви. К тому же звери зависят от нас, и горе тем горше, чем больше человек себя винит за преданное доверие.
Три месяца, Ольга, это немного. Переживание горя происходит не сразу. Когда человек уже в состоянии думать о том, «что было бы, если бы...» (вы пишете: «если бы я была рядом, я успела бы ее отвезти в клинику»), это означает, что процесс идет, а шок и гнев постепенно уходят. Подумайте вот о чем: когда мы приносим в дом чудесного неуклюжего щенка или котенка, мы приносим и будущее страдание, словно обязуемся помнить: привязанность чревата болью, а век домашних зверей короче нашего. Взрослые люди, похоронившие четвероногого друга, знают и этот ужас, и это бессилие – но все равно рано или поздно тащат за пазухой теплый мохнатый комок, покупают новую мисочку и шлейку, и лица их светятся дурацким волнением, когда будущий могучий пес или красавица-кошка делают первые шаги по своему новому дому. И ведь знают же, чем все кончается! А все равно идут на это – для тех, кто находит смысл и радость в этом общении, цена высока, но не чрезмерна. Вы, судя по всему, поступите именно так. Не торопитесь: если пытаться утешиться раньше времени, можно почувствовать себя предательницей, а нового пса все время сравнивать с погибшей собакой.