О чем и как разговаривать с подростком в 14 лет?
У меня 2 сына (погодки). В весенние каникулы младший уехал в лагерь, дома остался подросток 13,5 лет. Оказалось, что младший сын был связующим звеном в моем общении со старшим, потому что когда младший уехал, я вдруг поняла, что мне не о чем и трудно с ним разговаривать. Сын на контакт шел с трудом: ответы на вопросы односложные, тон его ответов - снисходительный, немного грубоватый, с издевкой. Мне нужно найти контакт со своим ребенком, чтобы не потерять его, но как не знаю.

Ответ эксперта
Римма, ваш сын вступил в подростковый возраст. Редкий родитель может похвастаться легкостью в общении с ребенком в этот период. Именно изменения в отношениях с родителями говорят о начале отрочества. Грубость, дерзость, пререкания, нежелание подчиняться требованиям взрослых – вот далеко неполный перечень жалоб родителей на своих подросших детей. А толкает их на этот бунт желание стать самостоятельными.
Римма, для налаживания отношений с сыном, прежде всего, надо осознать, что происходящие в нем изменения, внешне проявляющиеся в грубости, издевках и пр., – это неизбежный и закономерный этап развития. Самая важная потребность для подростка – это чувство взрослости. Поэтому разговаривайте с сыном уважительно, ровно и уверенно. Подростки крайне негативно реагируют на нравоучения, приказы, крики взрослых. Поэтому вместо них говорите о своих чувствах, которые вызывает у вас поведение сына. Стройте диалог на равных. Мальчику важно убедиться, что вы всерьез интересуетесь его жизнью, считаетесь с его мнением. Не терпят подростки и панибратства. Нужно донести до сознания сына, что вам не все равно, что с ним происходит, и что мальчик всегда может рассчитывать на ваши поддержку и участие. Несмотря на то, что подростки стараются «откреститься» от родителей, на самом деле, им важно знать, что дома их любят, понимают и принимают.
Помимо чувства взрослости ребенку необходимо овладеть поведением взрослого человека. Хорошо, если вам удастся быть ему в этом примером. Ваши рассудительность и способность принимать решения, разрешать конфликтные ситуации могут стать хорошим образцом взрослого поведения для мальчика. Вместо того, чтобы опекать и контролировать сына, говорите о правилах, принятых в вашей семье (например, звонить и предупреждать, если где-то задерживаешься) и т.д. Привлекайте мальчика к обсуждению общих семейных дел, советуйтесь с ним по общим вопросам. Если мальчик что-то вам говорит, выслушивайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела. Словом, учите его быть взрослым на собственном примере, и тогда наладить общение с сыном будет проще.