Я попала к плохому психотерапевту?
Добрый день! Какое-то время хожу к психотерапевту. Он довольно молод, образование вроде хорошее, куча дипломов, сертификатов, отзывы хорошие, как личность мне нравится, но я чувствую, что проблем у меня не убавилось, а как будто прибавилось. Я поссорилась с матерью, с парнем (который тоже к нему ходит) отношения едва ли улучшились и вот уже несколько дней нахожусь в полной депрессии. Психотерапевт своими словами наталкивает меня на мысль об одиночестве, которого я очень боюсь. Брат тоже к нему ходил, сначала понравилось, теперь перестал и говорит, что ему не помогло. Он искал смысл жизни, ходил на 5 консультаций, ему сказали, что он слишком связан с матерью, что он должен съехать от нее. Он сначала загорелся, а потом вернулся домой (живем не в Москве) и опять засел за компьютер, весь энтузиазм прошел.
А я совсем перестала понимать, что же мне делать, психотерапевт говорит, что я не должна жаждать, что мать меня всегда будет понимать и принимать, что меня не должно волновать то, что она обо мне думает, и что вообще я не должна пытаться спасти ее (там сложная психологическая ситуация с братом, она все время говорит, что я их бросила, что не помогаю, требует помощи), а если буду пытаться - то принесу свою жизнь в жертву и исход один - смерть. Он меня напугал. У меня уходят деньги, каждая конкретная консультация не приносит значительной пользы - общий эффект опустошенности и неустойчивости, потери смыслов. (а пошли к нему изначально вдвоем с парнем, который в который раз пытался со мной расстаться, но сам не захотел опять - так вот психотерапевт сказал, что сначала нужна индивидуальная работа, а потом может в паре). Это нормальный эффект психотерапии? Может это временно? Я была уже где-то на 6-7 занятиях.

Ответ эксперта
Ульяна, здравствуйте. Я не могу сказать, является ли ваш психотерапевт хорошим или плохим. Но я понимаю, что ваше состояние пока не улучшается, более того, оно становится хуже. Если говорить о возможных промежуточных результатах психотерапии, то такое вполне вероятно. Но для меня вы важнее вашей психотерапии. Поэтому так важно вам высказать себя, важно высказать все, что вы написали здесь, вашему психотерапевту. Имеет смысл обсуждать с ним все то, что вас действительно волнует и беспокоит. Сделайте все возможное, чтобы быть таким (то есть хорошим) клиентом. Но если и в этом случае, т.е. при условии максимальной для вас честности и открытости в общении с психотерапевтом, вы не почувствуете собственно терапевтических эффектов (выравнивания настроения, ощущения большей уверенности, самостоятельности, сбалансированности, наполненности и т.п.) на ближайших 3-4 сессиях, то, по-видимому, имеет смысл подумать о том, чтобы сменить психотерапевта.