Не доверяю людям
Здравствуйте. У меня проблема такая - я не доверяю людям. Но не в обычном смысле этого слова, а в том смысле, что боюсь расслабиться в присустсвии людей, любого человека, даже с подругой полного расслабаления не настает, я все время нахожусь в ожидании что что-то человеку может не понравится во мне, и будет осуждение, наезд. Даже спокойным людям и миролюбивым до конца не верю, все жду подвоха. Чувствую себя как на войне, где надо держать ухо в остро, иначе пострадаешь. Как перестать себя чувствовать во вражеском лагере? Как научиться верить в то, что люди могут не только орать и придираться, но и просто общаться и быть миролюбивыми?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Виктория!
Вы не написали, как сформировалось это ваше состояние. Живете ли вы в нем всю свою жизнь или это что-то относительно новое? Но даже если вы прожили с таким настороженным отношением к миру очень долго, то, что вы сейчас обозначаете это как проблему, является очень сильной опорой. Часто такое состояние присутствует, но человек его не замечает, оно настолько естественно, что ушли бы годы работы с психологом, прежде чем это стало заметно ему самому.
Конечно, такое состояние является защитным. Вероятно, когда-то такая мобилизованность позволяла вам психологически (а может быть, и не только) выживать. Такое поведение позволяло вам уйти в защитную раковину до того, как нежная часть вашей души пострадает от грубости. Вероятно, вас много, хронически критиковали и мало поддерживали в важные периоды вашей жизни самые близкие люди.
Важно, что вы видите проблему. Я не знаю другого способа, кроме как через осознавание того, что и как ты делаешь, начать работать с этой проблемой. Конечно, вам бы очень помогла работа с психологом. Но вы можете начать меняться и сами. Всякий раз, когда хочется убежать, защититься, оборониться, останавливайте себя и просто мысленно допускайте, что ситуация не опасна и вам ничто не угрожает. Если вы все время находитесь в эмоциональном напряжении, это сказывается и на физическом состоянии, наверняка вы напряжены и физически. Вам очень показаны «физические» практики расслабления - например, научившись медитации, вы уже станете совсем другим человеком. Ищите то, что вам подходит, кундалили- и не только йога, дыхательные практики, медитации. Война закончилась, складывайте ваше оружие.