Почему я с детства боюсь пожаров?
В пять лет мне приснился сон: горела квартира няни. С тех пор всю жизнь я боюсь, что загорится наш дом: постоянно проверяю, выключила ли утюг, чайник, а при виде пожарных машин у меня замирает сердце.

Ответ эксперта
Страх перед стихийным бедствием, и прежде всего перед пожаром, знаком многим из нас. Но давайте обратим внимание на несколько
деталей вашего рассказа. Вы пишете, что, когда уходите из дома, а дверь закрывает муж, мучительные сомнения (относительно утюга и чайника) отступают, вы успокаиваетесь, так как «если что-то случится, не вы будете виноваты». А вот еще фраза: «если я сделала все, что могла, то будь что будет». Получается, что «центр» ваших страхов – не сами несчастья, а вина за них. И природа этого чувства скорее детская. Мышление ребенка не может разделить ситуации на те, которыми он управляет, и те, которые происходят вне зависимости от него. Дети склонны верить в то, что их слова, мысли и уж тем более шалости кем-то оцениваются и этот «кто-то» всемогущ. Пожар с виной у вас как-то увязались не прямо, а в причудливом узоре, отдающем детской хитростью. «Если не я закрывала дверь, то я и не виновата». «То, что должно, все равно случится». Валентина, у вас есть семья и все в целом сложилось неплохо. Страхи, конечно, жизнь отравляют... но иногда с ними смириться проще, чем выяснять причины. Готовы ли вы разбираться в том, как связаны мнимая или истинная вина и страх, – это
можете решить только вы сами.