Стресс (в рамках онлайн-конференции)
Здравствуйте! В прошлом году, в течение 5 месяцев я потеряла четверых самых близких людей. Мама с отчимом разбились в жуткой аварии в рождество. В тот момент, когда это случилось,я разговаривала с мамой по телефону, в трубке послышался только глухой шорох и все..Началась череда похорон. Отчим умер через несколько часов,мама через 3 дня в реанимации. Следующим стал дед (мамин отец), упрямо отказывавшийся лечить начинающуюся гангрену. У него был тяжелый характер. С большим трудом нам удалось его положить в больницу в Москве. 14 февраля он там умер от эрозий желудка. В мае умер родной отец. Парадоксальный человек, сочетавший лыжи и велосипед, запои и страстное увлечение жизни - радиоспорт. Из запоя его выводила мама, после ее похорон мы с сестрой вызывали нарколога. 9 мая он начал отмечать занятое 2-е место в чемпионате. 24-го он умер. Ему было плохо, от скорой он отказывался. Он сказал,что это все, лег и затих...Непосредственно в вашем журнале я читала про психологию утраты, гнев, обида, неприятие...Засыпая не могу не думать про маму, про случившееся, они мне снятся.. Пока что не отпускает эта зажавшаяся боль, иногда вырывается наружу... У меня не было депрессий, я не срывалась, просто иногда очень горько и хочется плакать..Как справляться? Ведь ничего не забывается.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Мария!
Вы потеряли нескольких близких людей. Сами обстоятельства их ухода очень травматичны: мама и отчим попали в аварию во время вашего с мамой телефонного разговора, дедушка фактически выбрал смерть, отказавшись от лечения, так же, как и папа. Забыть подобное невозможно. Но боль, которую вы испытываете, может стать переносимой и не заполнять собой все, - ведь ваша жизнь продолжается. Конечно, все требует времени. Конечно, не нужно «держаться» в том смысле, в котором нам это обычно рекомендуют делать. Вам нужно собрать силы, чтобы все задачи вашей собственной жизни были вам по плечу, но также нужно и дать время вашему горю. Плачьте, когда плачется, держать лицо» и сдерживать нормальные, абсолютно естественные в подобной ситуации чувства не нужно!
Вы правы, существует психология горевания, порой даже выделяют определенные стадии в этом процессе. Ускорить этот процесс невозможно, но помочь ему необходимо. Важно дать себе время, не отрицать произошедшее, не обвинять себя ни в чем. Иногда судьба выглядит очень жестокой по отношению к нам. Но важно еще и принимать, что рано или поздно мы все уходим, и что смерть — это прежде всего событие в жизни того, кто ушел, последнее событие.
Я бы очень рекомендовала вам обратиться к психологу, это будет хорошей помощью вам в том, чтобы прожить свое горе. Одновременно вам очень показана групповая терапия. Обратите внимание, например, на группу, которую мы проводим.
То, что вы пережили, это не просто «стресс», это серьезный жизненный кризис.