Не моя жизнь (в рамках онлайн-конференции)
Здравствуйте Лариса! Мне иногда кажется,что я человек-проблема.- я всегда очень паникую по любому поводу и жалею о сделанном.Мне начинает казаться,что можно было бы сделать все не так,что если бы я выбрала другой вариант,все бы было гораздо лучше. Мне все время кажется,что надо мной кто-то смеется, могут сказать : Ты такая вся проблемная, слишком заморачиваешься, очень чувствительная!! В свои 19 лет я ни разу ни с кем не встречалась,не очень умею общаться с противоположным полом, всегда зажимаюсь и не знаю,что сказать. Порой мне кажется,что я живу чей-то чужой жизнью, а не своей.Вы не могли бы мне подсказать как мне избавиться от такого количества проблем,постоянных дум и быть в себе уверенной?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Дарья!
Вы говорите о нескольких сторонах своей натуры.
Вы часто «паникуете», что означает, что вы плохо переносите ситуации неопределенности и, вдобавок, не очень верите в свои силы. Вам нужно стараться уменьшать количество этой самой неопределенности в своей жизни. Мир устроен таким неоптимальным образом, что мы все время вынуждены жить в неопределенности - например, определенно, что мы смертны, но нам не дано знать, сколько именно мы проживем. Часто мы умудряемся заваливать себя дополнительными неопреленными ситуациями. Мы не делаем дела вовремя и находимся в напряжении, спрашивая себя, чем это может обернуться; мы не задаем важных для нас вопросов важным нам людям, предпочитая вместо этого гадать и тревожиться и так далее.
Обычно принятое решение помогает увеличить количество определенности в жизни и снизить тревогу. Поэтому надо очень внимательно посмотреть на свою жизнь и сделать все то, что давно откладывалось. Или хотя бы наметить план, как это делать, в какой последовательности. Ведение дневников, ежедневников также очень помогает в таких случаях.
Вы также рассказываете, что, приняв решение, вы всегда мучаетесь, что сделали не так, надо было выбирать другое. Конечно, каждое принятое нами решение закрывает от нас другие возможности. Но чтобы быть продуктивным в этой жизни, нам приходится это делать — выбирать. Это меньшее из зол. Большее — вообще быть парализованным выбором, не суметь ничего выбрать.
В ситуациях «надо было...» просто говорите себе: «Стоп». Сначала трудно, потом будет получаться останавливать эти тормозящие жизнь сомнения. К тому же, если выбор был не оптимальным, надо присвоить себе этот опыт, в другой раз сделать иначе.
Чувство, что вы живете не своей жизнью, может быть очень мучительным. Но как раз способность делать выборы, продвигаться вперед в своих целях, сама способность ставить цели и делает нас авторами своей жизни.
Быть в себе более уверенной вам поможет опора на свой опыт. Просто вы будете делать выборы, и, оглядываясь назад, говорить себе: «О! Я это сделала!»
Дорогу осилит идущий! Всего вам доброго!