Как простить измену мужа? (в рамках онлайн-конференции)
Здравствуйте! Мне 28 лет, мужу 32 года, 5 лет в браке (вместе 7,5 лет), растет сын (4 года). Полгода назад я стала замечать, что мой муж очень изменился: стал дольше пропадать на работе, ушел в себя, слушал без конца песни о любви и.т.д. На мои вопросы отвечал, что просто очень устал (его в это время как раз повысили на работе до руководителя), что настроения нет и его не тянет домой. Потом все-таки выяснилось, что ему понравилась новая сотрудница. Я предложила ему разобраться в своих чувтвах и определиться, что ему важнее, он говорил, что хочет быть со мной и сыном и что мы должны пережить это и все, тем более, как он утверждал, это просто симпатия и ничего у них быть не может. Я согласилась и очень старалась сделать так, чтобы у мужа из головы ушла эта девушка. Месяца два мы даже темы этой не поднимали, я не хотела ворошить лишний раз. Но оказалось, что муж не только не пытается забыть её, но и всячески пытается общаться с ней как можно больше. Дело дошло до поцелуев. Мы расстались, он жил у мамы, но каждый день звонил и говорил, что был неправ и хочет быть со мной. Все родственники тоже считали, что нужно попробовать и я сдалась. Мы опять стали жить вместе. Но это была не жизнь, а ад. Он стал приходить еще позже, время с нами не проводил вообще. На все мои вопросы он отвечал, что не может разобраться в себе и в том, что хочет в этой жизни. Последеней каплей стала SMS в 12 часов ночи. Муж мыл руки и его телефон пискнул, я посмотрела, а там было сообщение от нее: ЛЮБЛЮ. В ту же ночь я настояла, чтобы он ушел со своими вещами. Мне было так обидно, что меня столько обманывали. Сейчас мы уже две недели не живем вместе, он каждый день звонит, в выходные приходит к сыну. В разговорах он говорит, что не может с ней общаться,т.к. чувствует вину передо мной. Говорит, что еще надеется вернуться,что ему очень плохо без меня, но при этом конкретных шагов не делает. При этом достаточно ревностно следит за тем, где я и что я делаю по вечерам. У меня ощущение, что он воспринимает это как перерыв и хочет нагуляться. Что касается меня, то я сама не своя. Злость пршла и осталось отчаянье и пустота. Мне очень плохо без него. Как подумаю, что это расставание навсегда, такой ужас охватывает, что хочется кричать от боли. Он очень родной для меня человек и до последнего времени ничего плохого сказать о нем не могу. Он-часть меня, мы столько пережили вместе и эта связь не слабнет. Еще очень переживаю из-за сына, не хочу, чтобы он рос в неполной семье. При этом отчетливо понимаю, что если и быть вместе снова, то это будут уже не прежние отношения, нужно будет строить новые. И нужно будет все простить и никогда не припоминать, иначе нет смысла сходиться. Подскажите, пожалуйста, как вы считаете, стоит ли сохранять семью и бороться за свое счастье? Бывают ли такие периоды в жизни мужчин и как вести себя, чтобы помочь ему, а не усугубить ситуацию?

Ответ эксперта
Здравствуйте! Вы сами отвечаете на свой вопрос: «бывают ли такие периоды в жизни мужчин»? Конечно, бывают. Так же, как и в жизни женщин. Нет никаких сомнений в том, что муж ощущает вас очень близким человеком, так же, как и вы его. До того, как он заинтересовался другой женщиной, вы не можете отметить «ничего плохого». Конечно, вам сейчас непросто; конечно, находиться рядом с мужчиной, жить с ним в одном доме, в то время, как он «отсутствует» для вас, очень сложно и требовало бы от вас сил, которые можно использовать по-другому. Ваше предложение или даже требование к нему — уйти — выглядит вполне оправданным и понятным.
Неизвестно, сколько времени вашему мужу понадобится, чтобы разобраться со своими чувствами. Иногда такие ситуации исчерпывают себя очень быстро, иногда могут превратиться в другие серьезные и длительные отношения - увы, уже не с прежней партнершей.
Я бы сразу предложила вам отказаться от слов «плохой» и «виноватый» в отношении как мужа, так и того, что с вами происходит. На одной лишь вине не построишь отношений. Вы и сами видели, что чувство вины не может восстановить в прежнем виде или оживить вашу связь с мужем.
Счастье в браке — это то, к чему мы можем прийти, пройдя трудности и кризисы. Это не то, что нам автоматически «положено».
Используйте это время в том числе для того, чтобы понять, что такое ваш брак, что вы и кто вы друг для друга. Осознайте, что и вы тоже именно сейчас находитесь в очень активной позиции - не только муж решает вместе вы или нет, но и вы тоже принимаете свое решение. Одни отношения на всю жизнь потенциально возможны для каждого из нас, но мы не всегда умеем построить их такими. И не всегда люди сразу находят того человека, с кем могут быть долго или даже всегда. Вы вместе уже очень долго, можно предположить, что дело в том, что какие-то аспекты вашей связи не получали достаточного развития.
Сейчас не время, чтобы обвинять себя или мужа в чем-либо. Сейчас самое время понять, чего вам (именно вам, не мужу) недостает в ваших отношениях — себя понять и легче, и «правильнее» в такой ситуации. Если вы будете достаточно отважны, то сможете найти ответ достаточно быстро. Можете ли вы что-то сделать, чтобы принести в будущем в ваши отношения то, чего в них недостает?
«Бороться» за счастье невозможно. Там, где борьба, могут быть только отношения подчинения и подавления. Вы правы, ваши отношения уже никогда не будут такими, как были прежде. Не может быть так, что он просто придет, вы его «просто» простите и опять заживете, ничего не изменив.
Иногда и мужчине, и женщине нужно уйти, чтобы осознать, а что, собственно, у него есть? Иногда нужно уйти, чтобы понять, что есть к чему возвращаться.
Порой бывает и так, что человек вступает в некоторый кризисный период своей жизни. Ему нужно в это время принять какие-то новые решения, произвести какие-то внутренние изменения. Часто вместо этого человек меняет что-то не внутри, а «снаружи». Иногда у людей, вступающих в новый этап своей жизни, желание обновления ошибочно принимается как руководство к действию: сменить свое окружение, создать в новую связь.
Я желаю вам никогда не забывать о том, что все, что происходит с вами, может быть использовано для вашего развития.