Возможны ли отношения и брак без измен?
Здравствуйте!Тема, по поводу которой я пишу - не из новых, но тем не менее хочу узнать ваше мнение.
Недавно общалась с психологом (моим знакомым) по поводу верности/неверности в отношениях.Он мне вынес свой категоричный вердикт:"Смирись заранее с тем, что твой мужчина,муж будет тебе изменять, кем бы он ни был и кого бы ты ни выбрала в мужья. Не будь дурой, не строй глупых иллюзий, что ты минуешь этой участи, лучше уже сейчас прими это как данность". Очень грустно жить с такой позицией, как будто заранее подрезаешь себе крылья.
Мне хочется верить в лучшее, в то, что верность еще возможна на этом свете и что у меня, возможно, все сложиться хорошо. Для меня верность в отношениях очень важна и, заранее принимая такую позицию, совсем не хочется ничего делать, начинать, строить и развивать. Лучше уж сразу уйти в монастырь или жить одной. Понимаю, что измены - ОЧЕНЬ распространенное явление, они кругом и всюду, все происходящее вокруг меня, многие люди подтверждают его высказывание. Но неужели это и правда не минует никого? Неужели я дура и мечтательница?Неужели мне обязательно изменят и предадут? Неужели стоит смириться с этим фактом и не стоит даже пытаться верить?Могут ли люди хранить друг другу верность всю жизнь или это утопия?
Если это имеет какое-то отношение к теме, то мне 25 лет, я 6 лет прожила в гражданском браке с прошлым мужчиной, он мне изменил, я простила, но потом мы все же расстались.Сейчас год встречаюсь с другим и очень его люблю, у нас все замечательно, но мысли о будущем не дают мне покоя, боюсь снова пережить однажды измену любимого человека, это очень больно.
Как вы посоветуете относиться к этому вопросу?

Ответ эксперта
Катерина, ваш вопрос очень сложный и многоаспектный. Мне сложно представить, как на него можно ответить одним письмом. Поэтому я рекомендую вам прочесть книгу Адольфа Гуггенбюль-Крейга "Брак умер - да здравствует брак". Вы легко можете найти ее в интернете.
Мне кажется, что вы зря поделили все возможности отношений на черное и белое, т.е. на измену и верность. Вы же сами знаете, что отношения намного разнообразнее, что в них есть место радостям и страданиям, изменам и прощениям, способности быть вместе и расставаниям, умениям претерпевать трудности и сдаваться перед ними.
Я понимаю, что вам больно от того, что было, и страшно, от того, что будет, но стоит ли только из-за страха измены лишать себя радости отношений?!
Отрицать то, что измены существуют довольно странно, но также странно отрицать, что существуют отношения, построенные на верности партнеров. Так вышло, что в современной культуре чаще говорится про измены, чем про верность. Верность словно ушла в тень социальной жизни, но это не значит, что ее нет. Когда-то архетипическим сценарием была история романтической любви, где "жили долго и счастливо и умерли в один день", но это вовсе не значит, что не было супружеских измен. Сейчас культурный крен изменился, и в погоне за индивидуальным счастьем и удовольствиями, которые пропагандируются современной культурой, люди стремятся к безграничной свободе и независимости, поскольку "каждый сам кузнец своего счастья". Но это не значит, что верные мужчины и женщины куда-то делись...
Мы действительно часто сталкиваемся с изменами, но измена - это лишь одна из форм проявления сложностей в браке. Этих форм множество, но вы, думая про измены, про них как будто забываете. И причины у них могут быть разными, но если мы сталкиваемся с подобными трудностями, важно точно быть уверенными, что проблема не в одном партнере, а в обоих. И важно не упиваться ролью жертвы, а искать причину "измены" в том числе и в себе. Это сложно, но после этого партнерам становится намного проще распределить вину, которая обязательно возникает в подобных случаях, между собой. Чаще всего отношения распадаются именно в ситуации, когда один из партнеров оказывается виноватым (потому, что изменил), а другой - чистенькой жертвой, которая даже представить себе не могла, что в ее/его браке такое может произойти.
Поддерживать, развивать и углублять отношения - это работа! И способность совместно переживать возникающие сложности, даже если кажется, что виновен лишь один партнер, - это часть этой работы!
Измена – это явление культурное, но в разных парах она имеет свои корни и свои последствия. Корнями могут быть образцы поведения в родительской семье, опыт сексуальной жизни в юношестве, влияние культуры, удовлетворенность отношениями, причем не только сексуальными, в браке, разные индивидуальные особенности партнеров, в том числе конституциональные, рефлексивность партнеров и т.д. и т.д. Последствия у измен парадоксальным образом тоже бывают разные и нередко конструктивными, поскольку позволяют осознать партнерам глубинные особенности отношений и реальное положение дел в браке. Здесь также важно осознавать, что является ценностью отношений: если основная ценность – это верность, то измену пережить, пожалуй, невозможно. Если ценность – собственное развитие рядом с Другим и уважение к развитию Другого, то именно измены, вернее понимание причин измены, а также своей роли в измене, позволяют иногда (а при определенной рефлексивности часто) обнаруживать новые основания в «треснувшем браке» для его укрепления.
Здесь я остановлюсь и повторюсь, что более менее широко описать проблему измен в одном письме, к сожалению, не представляется возможным.