отношения с матерью
Ирина ,большое спасибо Вам за ответ.Мне кажется ,что я обвиняю мою маму в попустительстве.С момента появления отчима в нашей семье,моя мама позволяла ему вначале повышать на неё голос,критиковать,а со временем и переходить на оскорбления ,обижать её.И в ответ сносила все оскорбления и унижения.Вначале она скрывала от меня его поведение ,а чем старше я становилась,тем чаще мама приходила ко мне за поддержкой ,плакала,говорила,что не станет с ним жить .Но наступал новый день и она возвращалась к прежней жизни до следующего конфликта.Мои с ним отношения были нейтрально вежливыми .Я не вмешивалась в их жизньМы жили друг от друга отдельно и встречались только во время отпуска.И с каждым годом я замечала учащающиеся вспышки гнева с его стороны по отношению к маме,а она старалась сгладить конфликт ,а не возмутиться.Всё это привело к безнаказанности .Он часто повторял:"Если твоя мама возмущается ,то это ничего не значит,её никто не боится"Может и случай со мной ,когда он ко мне приставал,как раз и объясняет его ощущение собственной безнаказанности.Ведь это она его приучила своим попустительством.А ещё ведь это она пригласила меня в гости в новую квартиру ,а сама уехала в коммандировку,и я осталась с отчимом наедине,хотя она уверяет меня ,что даже не могла предполагать,что он может себе это позволить.Я обращалась к психотерапевту ,и он сказал ,что у меня с мамой амбивалентные отношения .У меня внутреннее ощущение ,что я потеряла к маме доверие(хотя она уже разорвала с моим отчимом все отношения)и сама мучается от чувства вины ,что не могла предусмотреть эту беду и что она будет жить с этим всю жизнь.Но я никак не могу простить её,что она общалась с ним после случившегося.Я как будто застряла в том моменте,и в том времени и никак не могу из него выбраться.помогите разобраться в себе .Заранее благодарна за ответ.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Надежда!
Вы правы:скорее всего ваша мама переживает, что не смогла уберечь вас от этих неприятностей, и ее положение сложнее вашего, так как изменить ничего она уже не в силах. Такие переживания разрушают ее здоровье и сокращают жизнь. Вряд ли вы, несмотря на все обиды, ей этого желаете или получаете удовольствие от ее переживаний. Есть такой род разговоров, которые никогда не приведут к разрешению конфликта, и никто в них не сможет полностью выразить то, что чувствует, а значит они (эти разговоры) не принесут облегчения ни одной из сторон. Чем больше вы будете стараться донести до мамы, как вам было тяжело и плохо, тем большую вину она будет чувствовать. И ее чувство вины будет только увеличивать дистанцию между вами. Вам не удается «завершить» ситуацию («как будто застряла в том моменте, и в том времени и никак не могу из него выбраться»). Ситуация остается незавершенной до тех пор, пока остаются невыраженными чувства с ней связанные. Но это иллюзия, что для завершения ситуации ее надо обсуждать с остальными участниками. Иногда это, наоборот, мешает и поддерживает напряженность ситуации, так как другие участники реагируют способом, не способствующим завершению, а поддерживающим конфликт. В таких случаях взрослые люди должны брать на себя смелость действовать самостоятельно, и некоторые конфликтные и травматичные ситуации завершать сами, в одностороннем порядке, без привлечения других участников к процедуре завершения и не полагаясь ни на чью помощь. В каком-то смысле, это процесс интимный, требующий сосредоточенности и решительности. На то мы и взрослые люди, чтобы самим решать, какие ситуации сохранять в нашей жизни, а с какими расставаться. Проявите к маме сострадание, не напоминайте ей о произошедшем. А сама начните с того, что скажите себе: «Я сделаю все, чтобы освободиться от негативных последствий произошедшего». Напишите письмо каждому из участников в отдельности или всем вместе. Письмо, о котором они НИКОГДА не узнают, потому что вы его НИКОМУ не отправите. Это письмо нужно вам, для того, чтобы в свободной форме выразить свои чувства в отношении произошедшего и каждого из участников, описать последствия и результаты случившегося, как на вас это повлияло, и что помогло вам справиться. Но самое главное – чему произошедшее вас научило и что помогло вам, несмотря на все случившееся, вырасти порядочным и хорошим человеком.