Как избавиться от необоснованной ревности/паранойи?
Здравствуйте, Ирина!
Я живу вот уже 7 месяцев с молодым человеком, все просто прекрасно, любовь, мир, согласие, о котором даже не мечтают, я бы сказала. Но есть одно "но" в моей голове, которое вносит ложку дегтя во все это чудо..
Моя необоснованная ревность: очень часто, когда он общается с другими представительницами женского пола, мне становится просто кошмарно. Во всем видятся какие-то намеки, скрытые смыслы, желания, знаки. При том что я ему доверяю, знаю, что он не сделает ничего такого, чтобы мне не понравилось, и в принципе могла бы пережить его совокупление с какой-либо самкой (у нас был секс впятером, абсолютно без каких-либо подтекстов, ревностей и неприятных последствий). Ревность просыпается тогда, когда мне кажется, у него возникает особый эмоциональный контакт с кем-то, зарождается особый общий мир, в котором мне места уже нет. Когда я вижу, как он воодушевлен, очарован разговором с какой-либо представительницей прекрасного пола, я просто зверею, но агрессия эта направляется внутрь, идет на саморазрушение. Все это его вдохновение кем-либо мне невыносимо видеть, потому либо наглатываюсь успокоительного, снотворного, алкоголя (хотя это уже не помогает уснуть), уезжаю и выматываю себя на велике или просто сижу где-нибудь и бьюсь в истерике, которую не в силах остановить..
Он знает, что мне неприятно, но не знает до какой степени. Разговариваем, приходим к выводу, что все это бессмысленно и не имеет никакого основания. Я это осознаю, но при случает опять мой мозг становится мне врагом и все по новой.. И корю себя за то, что рассказала ему, и возможно подкинула идею кого-то возжелать.. (дурость, знаю).
При всем этом он меня действительно обожает, и я его, но вот такой сколько-то творческий человек, ценит красоту, любит прикоснуться невзначай к этой самой красоте, поизучать (меня он трогает постоянно)..
К общению с его бывшими я отношусь нормально, т.к. там уже все сформировано, понятно, пережито.
Особенно напрягает девушка его лучшего друга, которая, как известно, его хочет, она ему тоже интересна, как он мне признался (говорит как есть), но сказал, что не обязательно осуществлять все желания.. А я не могу видеть их общение: мне все кажутся какие-то скрытые смыслы.. Невыносимо просто.. А скоро лето, и мы часто будем проводить время вместе с его другом и этой девушкой.. Одновременно хочется с ним поделиться своими чувствами, разобраться вместе, что я и делаю по его просьбе, но этим я создаю вокруг нее избыточный потенциал и сама ставлю ее перед ним в центр внимания. Замкнутый круг.
Это как "не думать о розовом слоне".
Может это мое эго так не хочет отступать (ибо пошатывается его авторитет изрядно в последнее время дзен-буддийскими направленностями мысли и проч., многое в голове меняется).. Не знаю уже вообще..
На психотерапевта, к сожалению, денег нет совсем, оба работаем фрилансом, зарабатываем мало. Самой себе быть психотерапевтом видимо не очень хорошо пока получается..
Очень хотелось бы узнать ваше мнение, отчего это может быть, как с этим бороться и надо ли?..

Ответ эксперта
Здравствуйте, Любовь! Начну с того, что, несмотря на молодой возраст, Вы умный и очень честный с самой собой человек! Это следует из того, что Вы четко и прямо пишите: «Ревность необоснованная и находится в моей голове». Действительно, есть ревность условно говоря здоровая, возникающая при реальной угрозе утраты внимания любимого человека. А есть ревность нездоровая, возникающая в отсутствии каких бы то ни было внешних поводов и причин. Это ревность, связанная с вашей собственной чертой характера - склонностью к ревности (иногда такое качество еще называют ревнивостью). То есть, это Ваша собственная черта характера, которая актуализируется, когда внимание, которым Вам хотелось бы безраздельно владеть (естественно! Вы же влюблены и эмоционально увлечены!), получает другая женщина. Причин у Вашей ревности может быть много. Женщины в целом тяжелее переносят «эмоциональную измену» партнера, чем просто физический сексуальный контакт мужчины с другой женщиной. И Вы отмечаете, что спокойнее перенесли бы его сексуальную связь с обезличенной самкой, но не находите себе места, если у него возникает эмоциональный контакт с другой женщиной. Такая «эмоциональная ревность» может быть своеобразным «эволюционным отголоском» – не страшно, если он спаривался с другой самкой, страшно, если он влюбится и уйдет к ней, и я и дети лишимся кормильца и защитника. Также «эмоциональная ревность» может быть следствием недостатка внимания со стороны родителей (например, родители больше внимания уделяли другому ребенку или самим себе), или быть проявлением некоторой неуверенности в себе как в женщине, страха сравнения. В этом случае важно развивать уверенность в себе и учиться контролировать свою ревность, пока же она контролирует Вас. Успокоительные, снотворные и алкоголь – плохие помощники, они лишь на время заглушают голос ревнивости, а в конечном итоге способствуют ее прогрессированию. Существует даже такое психиатрическое понятие: «алкогольный бред ревности» - расстройство психики, развивающееся у пьющих людей.
Выраженная ревнивость встречается также у очень эмоциональных и темпераментных женщин, испытывающих потребность в ярких, сильных эмоциях. Как правило, это артистичные и страстные натуры, для которых любовь – главная часть их жизни. Таким женщинам необходимо быть все время «на пике страсти», а муки ревности – неотъемлемая часть их любовной жизни и одновременно самый простой и легкий способ обеспечить себе интенсивные и незаурядные эмоции. В этом случае целесообразно находить другие способы для проживания с партнером сильных эмоций – замещать ревность переживанием других сильных чувств – радости, счастья, захватывающих приключений.
Еще один возможный вариант: для Вас ревность – это один и способов показать мужчине как сильно Вы его любите. И мужчинам льстит это проявление («раз она так сильно ревнует, значит очень сильно любит, высоко ценит меня как мужчину»).
Постарайтесь понять, что из вышеперечисленного больше Вам созвучно.
При сильных эмоциях большинство людей не могут быть «сами себе психотерапевтами», а просто обсуждение с партнером не помогает потому, что проблема находится не на уровне ума и интеллекта, а эмоциональной сфере. И для ее решения Вам нужна профессиональная помощь. «Отсутствие денег на психотерапевта» не должно быть этому помехой. Есть государственные службы, оказывающие бесплатную психологическую помощь желающим, врачи-психотерапевты в государственных учреждениях, групповые варианты психотерапевтической помощи – бесплатные или стоимость которых по карману большинства людей и т.д. В качестве «пособия для самостоятельного изучения» могу порекомендовать книгу Андре Моруа «Письма к незнакомке» (главу «О другой женщине»).
Ответ эксперта
Здравствуйте, Любовь! Начну с того, что, несмотря на молодой возраст, вы умный и очень честный с самой собой человек! Это следует из того, что вы четко и прямо пишите: «Ревность необоснованная и находится в моей голове». Действительно, есть ревность, условно говоря, здоровая, возникающая при реальной угрозе утраты внимания любимого человека. А есть ревность нездоровая, возникающая в отсутствии каких бы то ни было внешних поводов и причин. Это ревность, связанная с вашей собственной чертой характера - склонностью к ревности (иногда такое качество еще называют ревнивостью). То есть, это ваша собственная черта характера, которая актуализируется, когда внимание, которым вам хотелось бы безраздельно владеть (естественно! вы же влюблены и эмоционально увлечены!), получает другая женщина. Причин у вашей ревности может быть много. Женщины в целом тяжелее переносят «эмоциональную измену» партнера, чем просто физический сексуальный контакт мужчины с другой женщиной. И вы отмечаете, что спокойнее перенесли бы его сексуальную связь с обезличенной самкой, но не находите себе места, если у него возникает эмоциональный контакт с другой женщиной. Такая «эмоциональная ревность» может быть своеобразным «эволюционным отголоском» – не страшно, если он спаривался с другой самкой, страшно, если он влюбится и уйдет к ней, а я и дети лишимся кормильца и защитника. Также «эмоциональная ревность» может быть следствием недостатка внимания со стороны родителей (например, родители больше внимания уделяли другому ребенку или самим себе), или быть проявлением некоторой неуверенности в себе как в женщине, страха сравнения. В этом случае важно развивать уверенность в себе и учиться контролировать свою ревность, пока же она контролирует вас. Успокоительные, снотворные и алкоголь – плохие помощники, они лишь на время заглушают голос ревнивости, а в конечном итоге способствуют ее прогрессированию. Существует даже такое психиатрическое понятие: «алкогольный бред ревности» – расстройство психики, развивающееся у пьющих людей.
Еще один возможный вариант: для вас ревность – это один и способов показать мужчине как сильно вы его любите. И мужчинам льстит это проявление («раз она так сильно ревнует, значит очень сильно любит, высоко ценит меня как мужчину»).
Постарайтесь понять, что из вышеперечисленного больше вам созвучно.
При сильных эмоциях большинство людей не могут быть «сами себе психотерапевтами», а просто обсуждение с партнером не помогает потому, что проблема находится не на уровне ума и интеллекта, а в эмоциональной сфере. И для ее решения вам нужна профессиональная помощь. «Отсутствие денег на психотерапевта» не должно быть этому помехой. Есть государственные службы, оказывающие бесплатную психологическую помощь желающим, врачи-психотерапевты в государственных учреждениях, групповые варианты психотерапевтической помощи – бесплатные или стоимость которых по карману большинству людей и т.д. В качестве «пособия для самостоятельного изучения» могу порекомендовать книгу Андре Моруа «Письма к незнакомке» (главу «О другой женщине»).