Как пережить смерть отца спустя 4 года? ( в рамках онлайн-конференции)
Здравствуйте!
4 года назад я потеряла отца. Он умер от рака. Мне тогда было 22 года. Я посещаю психолога и поняла за это время многие процессы: его уход как предательство для маленькой девочки, гнев, чувство вины. Но дело в том, что я никак не могу отгоревать. И это сильно отражается на моей личной жизни. Так же, как мне трудно отпустить отца, я могу впасть в панику и случается нервный срыв, если мы поссоримся с парнем (их уже было двое на протяжении этого времени). Я чувствую, что я плохая, что меня не любят, не могу вынести критики, выливаю кучу претензий и постоянно реву. Конечно, это происходит не всегда. Но как только затрагивается больная струна, я становлюсь сама не своя. Мне трудно упокоиться, я давлю на парня так, что мы переходим на взаимные оскорбления и все заканчивается ужасной ссорой. Мне даже хочется умереть в такие минуты. Как мне научиться быть уравновешенной?

Ответ эксперта
Светлана, здравствуйте!
Конечно, такая потеря, как ваша, требует времени – нужно отгоревать. Мне думается, что вы уже отпустили умершего отца. А то, что не отпускает вас сейчас — это так называемый "комплекс отца". Все эти малопонятные и мало поддающиеся явления, которые вы описываете, эти эмоциональные состояния, в которые Вы попадаете, очень похожи на цепкие объятия комплекса.
Вы находитесь в терапии, работаете с психологом, в такой ситуации вмешательство еще одного психолога, который вас не знает, вряд ли уместно. Все те вопросы, что вы задаете, я бы вернула в пространство вашей терапии.
Не все психологи, не всех школ назовут ваше состояние как захваченность комплексом. С этим работают психологи юнгианского направления. Не думаю, что вам стоит задерживаться и фиксироваться на том, что вы — маленькая девочка, оставленная отцом. Даже тогда, 4 года назад вы не были уже маленькой девочкой. Однако (и с этим я согласна) уход отца мог активизировать все болезненные ситуации оставления, непризнания, чувства, что вы плохая и потому кто-то близкий вас покидает.
То,что вы переживаете сейчас я бы скорее назвала кризисом развития. Это сопротивление развитию, осознанию себя взрослым человеком, способным брать на себя ответственность. Как если бы вы были оставлены отцом в тот момент, когда еще не приняли необходимости взрослеть, и с тех пор так и продолжаете находиться в позиции « как ты мог оставить свою маленькую девочку?». Я совсем не знаю, какую роль играл папа в вашей жизни и могу только предполагать ее, я не знаю, как именно складывались ваши отношения перед тем, как он заболел. Это все важно. Поэтому я отметила, что все эти вопросы я бы вернула в вашу терапию, для проработки с психологом, который вас уже знает.