Почему я не чувствую никаких эмоций к людям, в том числе к близким?
Давно, когда меня было лет 13 умерла моя любимая бабушка - я не проронила ни слезинки, не почувствовала утраты. Хотя когда она была еще жива, я думала, что буду очень плакать, если она умрет. Сейчас тяжело болеет мама, я все понимаю в уме, говорю ей поддерживающие слова, но сама чувствую, что они идут не от сердца. Сестра плачет, сочувствует, сострадает. Во мне же ничего не меняется. Очень часто я представляю какая жизнь будет у меня после смерти мамы, какие проблемы добавятся, какие уйдут, но факт ее смерти меня не пугает (об этом я конечно никому не рассказываю). Сестра меня не понимает, называет хладнокровной и бесчувственной, но не притворяться же мне и не разыгрывать спектакли. Я сама очень хочу что-нибудь почувствовать, даже если это будет боль, или какая-либо неприятная эмоция, хочу почувствовать любовь. Меня не трогают чужие беды и несчастья. Часто меня раздражает, когда люди жалуются и ноют, а чужая беспомощность меня раздражает и я не умею этого скрыть. Сама себя нытиком не считаю, слежу за своим здоровьем, и если даже заболеваю, самостоятельно и быстро выбираюсь из этого состояния. Перечитала кучу книжек по психологии, самоанализу, многое поняла, осознала, пересмотрела, перестала категорично относиться к чему бы то ни было. Все воспринимают меня как доброго, отзывчивого, умного уверенно человека. Почему же мне нечего дать людям в плане чувств, душевной теплоты и эмоций?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена!
Вы «не чувствуете», но знаете об этом и переживаете, что отличаетесь о людей вокруг вас. В тяжелых патологических случаях люди не понимают этого своего отличия. Ваше состояние — можно назвать его недостатком эмпатии, наверное? — может быть результатом какой-то хронической ситуации в детстве, когда, чтобы психологически «выжить», человеку приходится отключить чувства. Не чувствовать, чтобы не было больно. К сожалению, в таких случаях, отключаются все чувства, а не только эмоции негативного регистра. И очень трудно возвращается способность переживать, быть живой тогда, когда опасности давно миновали.
Когда-то было очень страшно чувствовать, теперь уже страшно недостаточно чувствовать.
Ребенок иногда не может переживать смерть так, как переживают ее взрослые, потому что он не может еще осознать, что это навсегда и что такое «никогда больше». Не знаю, каким был именно ваш случай, но так бывает, как в ситуации, когда ребенок и очень привязан к ушедшему взрослому, так и тогда, когда он не чувствует достаточной привязанности и любви.
Вы сильный человек, умеющий справляться с трудностями человек, вы не ноете и не любите нытиков, вы не переносите беспомощность. Вам легче что-то делать, действовать, нежели чувствовать. Иногда такой характер формируется при недостаточной поддержке со стороны взрослых в важные моменты детства — тогда не удивительно, что и ваша привязанность и любовь к самым близким родственникам не очень глубоки.
Но вы хотите расшевелить себя. Спрашивайте себе почаще — что я чувствую? Возможно, когда-то ваши близкие не дали вам дифференцированного «словаря» эмоциональных состояний.Сегодня вы можете помочь себе сами. Каждый момент жизни окрашен какой-то эмоцией, даже если мы этого не сознаем. Иногда это путают с телесными состояниями, с мыслями по поводу этих состояний. Часто задавайте себе вопрос о том, что вы чувствуете, когда смотрите на небо, на море, когда вы идете по лесу, когда вы вдыхаете аромат розы или смотрите на закат.
Не притворяйтесь - конечно, нет нужды что-то изображать. Пытайтесь научиться отделять мысли по поводу чего-либо от чувств по этому же поводу. Может быть, вам следует обратиться к психологу, чтобы понять, есть ли где-то в вашей истории блок, запрет на чувстование и, возможно, как-то ослабить его?