Как пережить обиды на мать...? (в рамках онлайн-конференции)
Здравствуйте! я часто вспоминаю свое детство, слишком часто.. там было место всему..избиению, унижению, соблазнению... когда советуют простить например, я не могу, т.к рано или поздно картины из прошлого встают перед глазами, мне становится больно, текут слезы.. мне больно что мне не кому сказать мама...мне больно что родственники которых я боготворила не хотят видеться со мной..в детстве они были единственным маячком который поддерживал мою жизнь...они упрекают меня в том что я плохо училась в школе и сейчас недостаточно образованна..они не понимают что я в моих условиях жизни с матерью не могла учиться..единственные хорошие оценки были только в литературе, языках,художественном.. от того что я это понимала..никто никогда не занимался моим образованием специально, а самостоятельно разобраться мне было трудно.. у меня складывается такое ощущение что они думают что я "пошла" в мать..не хотят меня понять..а я почему то хочу перед ними оправдаться...дядя(родной брат матери), его семья для меня были "правильной" стороной в жизни..семья моей мечты..полноценная..не то что у меня..череда отчимов...пьянство матери.. она считает что ей все должны..родители...брат(мой дядя)...ее мужчины...родители ей помогали, а она ими всегда была недовольна...и вообще многим недовольна..только сама ничего не делала чтоб исправить...она не могла организовать правильно свою жизнь..расставит приоритеты в ней..она хотела лучшей жизни, но чтобы она взяла и свалилась на нее, эта хорошая жизнь... обвиняла меня во всем.. у меня трудности в отношениях с жизнью..я часто мучаюсь с расстановкой приоритетов..плохо запоминаю...не умею общаться с людьми..постоять за себя..понять где нужно поступить правильно...начались проблемы с речью..мне тяжело донести суть того что я хочу сказать...последнее время накатывает агрессия..я срываюсь...в детстве я часто плакала до боли в голове, до ярости, до желания просто умереть.. но меня поддерживала мысль о родственниках..бабушке, дедушке, дяде и остальных, с того берега...а сейчас я потеряла смысл жизни вообще..я считаю что все это абсолютно бессмысленно..жизнь..моя жизнь.. я не умею жить и не умею учиться жизни... такое состояние случается эпизодически,т.е мне становиться плохо,я теряю смысл жизни, хочу умереть, вдоволь настрадавшись я отпускаю от себя эти мысли и живу потом какое-то время спокойно, и даже думаю об этом как о ерунде которая забрела случайно в мою голову..но все потом вновь возвращается и так ходит по кругу.. у меня есть муж и ребенок.. с мужем отношения сейчас хорошие, вначале было сложно, но сейчас все хорошо, причин расстраиваться нет..в отношениях с ребенком я считаю себя плохой матерью, т.к многого не умею..играть например..у меня отторжение какое-то случается..внутри что-то перемыкает и я замыкаюсь..я стараюсь максимально насколько могу менять все минусы, работать над этими проблемами, но это происходит очень медленно и я волнуюсь из-за такого темпа..сына очень люблю, забочусь о нем.. но я недостаточно общительна..и когда приходиться проявлять негативные эмоции переживаю об этом, теряю почву по ногами.. хочу чтобы у него было все лучше чем у меня...поймет ли он меня..ведь я не идеальна...

Ответ эксперта
Вы пишете, что картинки из вашего не вполне благополучного детства часто появляются перед глазами, и вы испытываете боль при нахлынувших воспоминаниях. На долю маленькой девочки, судя по вашему письму, выпали непростые испытания. И, конечно же, та девочка очень остро нуждалась в понимании, защите, участии близких ей взрослых, от которых она тогда была полностью зависима. Судя по вашему письму, та маленькая девочка до сих пор живет внутри вас. Она продолжает оправдываться перед ранее значимыми взрослыми, обвинять себя, критиковать. Но девочка не виновата в том, что на ее долю выпали такие испытания. Да и сейчас вы уже не маленькая девочка. Вы взрослая замужняя женщина, имеющая ребенка. Вы сами способны о себе побеспокоиться и защитить себя, если понадобится. И вправе строить свою жизнь так, как считаете нужным, пусть даже это кому-то из ваших родственников не понравится.
Прошлое, каким бы он ни было, нельзя вычеркнуть из своей жизни. И забыть наполненные разными сильными чувствами события детства тоже невозможно. Таков ваш жизненный опыт, такова ваша жизнь. Поэтому не стоит от него отворачиваться. Что было – то было. Похоже, вы ни с кем не делитесь своими воспоминаниями. Но чем больше вы будете рассказывать о своем детстве (лучше психологу), тем быстрее вам удастся пережить свою боль. Говорите! Может быть, даже не о самих событиях прошлого, а о своих переживаниях. Посмотрите на свою жизнь не с точки зрения былых обид и тягот, а с позиции потенциалов, которых у вас достаточно. У вас есть семья, муж, с которым неплохие отношения, любимый сын, о котором вы заботитесь, есть жизненный опыт, наконец. И тогда травматичные события детства станут просто вашей памятью, не влияющей на вашу сегодняшнюю жизнь.