Как перестать винить себя и избавиться от чувства стыда?
Очень часто меня одолевает беспричинное чувство вины и стыда. Я стыжусь своих мыслей, желаний, эмоций, своего поведения, хотя понимаю, что это все вполне естественно. Также при общении с людьми я не могу выразить себя, я чувствую стыд, я чувствую себя жертвой. Это постоянное ощущение, что меня прижмут к стене и я ничего не смогу сделать, дать отпор.
В моей семье меня никогда не стыдили, но моя мама часто делает меня виноватой, перед окружающими я стараюсь держаться уверенно, но внутри постоянно напряжена.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Наталия!
Стыд — это очень раннее чувство, считается, что его рождение относится к тому времени, когда ребенка начинают приучать к горшку. Если это происходит слишком интенсивно или рано, то впоследствии это чувство может начать занимать довольно большое место в психической жизни человека. Иногда какие-то ошибки в воспитании тоже приводят к тому, что человек чувствует себя виноватым. Одна из таких «ошибок» — это то, что родители не могут обеспечить ребенку чувство, что его любят, в таком случае он живет в ощущении, что с ним что-то не так, что он какой-то «неправильный». Мне не хотелось бы излагать здесь теоретические соображения, нет цели найти виноватых или начать обвинять родителей. Вы говорите, что мама часто делает вас виноватой - можно предположить, что какие-то ошибки воспитания она точно совершала. Но у вас очень практический вопрос, вы хотите разобраться и что-то изменить в своей жизни. Думаю, вам очень показана терапия, я бы очень советовала обратиться к психологу. Такие состояния часто встречаются у людей в моей практике. Вам потребуется некоторое время, чтобы вы стали чувствовать себя более уверенной, перестали стыдиться себя, научились и разрешили себе выражать себя. Вам нужно прямо сегодня начать делать маленькие шаги в направлении нового для вас: выступить на семинаре, чего бы вам ни стоило, подойти к малознакомым однокурсникам или коллегам, первой поздороваться, пригласить в кино, рассказать о книге. Это будет примерно так — вы должны делать шаги и накапливать опыт того, что, когда вы выражаете себя, небо не обрушивается на землю.
У вас нет ни одной мысли, желания или эмоции, которых нет у меня или любого другого человека. Принять свои самые «темные» стороны (мы в юнгианском сообществе maap.ru называем это «познакомиться со своей Тенью») — это сделать себя сильнее, смелее.