Почему мужу неприятны прикосновения?
Добрый день! Мы женаты 17 лет. За это время у нас с мужем были периоды отдаления и сближения (эмоционального). Но в последнее время я ощущаю неприятие с его стороны. Его раздражают мои слова, поступки. Он отказывается от моих подарков. И что причиняет наибольшее страдание - ему неприятны мои прикосновения (вплоть до того, что он буквально вскакивает с места при моей попытке обнять или дотронуться - говорит "я этого не люблю". Я пыталась с ним откровенно поговорить, "не любишь - давай расстанемся" - не воспринимает мои слова, говорит "я же все для дома делаю", уходит ночевать на работу. Но семья это не только быт. В последнее время мне даже снятся сны, в которых муж меня игнорирует. К., 36 лет

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Действительно, разные люди по-разному реагируют на физический контакт в разных эмоциональных состояниях. Одним в минуты душевного дискомфорта хочется, чтобы их обнимали и прижимали к себе. Другие в состоянии эмоционального напряжения, усталости или раздражительности говорят: «Не трогайте меня» - в прямом и переносном смысле. Например, если есть психотравмирующие ситуации, неприятности, которые человек хочет решить сам, не травмируя этим близких и не посвящая их в суть происходящего, то он может стремится к уединению, реагировать негативно на попытки физической близости. Во-первых, важно понять, связана ли раздражительность лично с Вами, или это его собственное состояние, а Вы в нем косвенно участвуете. Если это не связано лично с Вами, то раздражительность проявляется в более широком спектре ситуаций – по отношению к другим людям, человек становится более замкнутым, меньше стремится к контактам и развлечениям. То, что такие периоды бывали и раньше, а потом они сменялись сближением, и то, что супруг продолжает все делать для дома, свидетельствует, скорее всего, о том, что это не связано непосредственно с Вами лично и Вашими супружескими отношениями, а является следствием его эмоционального состояния в данный момент. И нужно постараться не усугублять ситуацию действиями, которые вызывают дополнительное раздражение. Семья – это действительно не только быт. Но в данный момент свою любовь лучше проявить через понимание и чуткость к состоянию супруга, создать обстановку, способствующую «рассеиванию туч», помочь ему вернуться в состояние безмятежности и хорошего настроения. А когда почувствуете, что настроение мужа улучшилось, возобновить тактильный контакт – сначала вернуться к эмоционально ободряющим и нейтральным прикосновениям во время прогулки, при общем смехе, попросить подать руку, поцеловать при прощании и встрече. А в дальнейшем расширить зону физического контакта до объятий и поцелуев, доброжелательно поговорив с мужем и объяснив, что для Вас это очень важно. Желаю вам семейного благополучия и взаимопонимания!