У папы умерла собака. Как помочь ему это пережить?
У папы недавно (три дня назад) умерла собака. Это была не просто собака для него. Это был самый близкий друг. Папа спас его в детстве от смерти, выходил, вырастил. И всегда с ним был рядом. Но именно в момент смерти его рядом не оказалось. Он приехал когда Рэм был уже мертв (он не болел, вскрытие не делали, думаем что сердце). Это была большая собака породы азиатская овчарка, кобель, ему было 7 лет. Папа только в этом году радовался, что наконец-то он вырос, стал красивый и спокойный, ему еще жить и жить. А тут такое. Папа плачет по ночам. Когда ему было плохо он всегда шел к Рэму, он для него был самым близким. Теперь винит себя, что не доглядел, ходит как потеряный, глаза на мокром месте. Папа очень любит животных, и всегда мечтал чтобы у него был такой друг. Как успокоить его уже не знаю. На вопрос о новой собаке отвечает отказам. Говорит, что это не просто была собака, это был друг и другого такого уже не будет. Помогите советом, как облегчить его страдания.

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Вы описываете очень печальную ситуацию. Но одновременно она и очень жизненная. Само по себе то, что мы заводим собаку или кошку означает, что, очень вероятно, нам придется с ними рано или поздно прощаться. Хорошо, что это знание не останавливает нас, мы готовы ради радости дружбы с животным идти на такой риск когда-то пережить потерю своего любимца.
Так же происходит и с людьми. Мы теряем людей. Мы точно когда-то уйдем сами. Смерть существует. Это правильно, это естественно горевать и страдать по тем, кто нам был дорог, и по животным тоже. Ваш папа потерял собаку всего несколько дней назад, его состояние совершенно естественно. Сейчас, когда на месте их связи с Рэмом находится зияющая рана, конечно, ему трудно представить какую-то другую собаку рядом с собой. Это естественно. Такой траур, горевание требует времени, и его нельзя ускорить. Его надо пережить.
Возможно, горе вашего папы такое сильное еще и потому, что у него нет ни с кем близких отношений, а собака, действительно, способна привязываться очень сильно. Вы можете помочь папе просто тем, что будете рядом, предложите свое общество, когда ему одиноко и будете делиться с ним чем-то важным. Свой траур по собаке он переживает, просто нужно дать этому время. Может быть, предлагать других собак пока и не самая хорошая идея — он хочет «ту» собаку, он потерял «ту» привязанность.
Конечно, любая смерть напоминает нам о конечности и нашей жизни, и жизней наших близких. Возможно, горе папы усилено сейчас еще каким-то до этого скрытым кризисом — вы говорите, что у него не было более близкого друга, чем Рэм. Это может переживаться так, но лишь говорит о том, что папа чувствовал себя одиноко и до смерти собаки. Дети ( я не знаю, сколько лет вам, папе) не могут помогать родителям переживать их кризисы, это мы делаем каждый сам с собой и за себя. Просто предлагайте ему свое общение, делитесь с ним временем. Больше ничем помочь нельзя. Задача принять течение жизни и некоторые ее проявления, которые кажутся несправедливыми — это задача каждого из нас.