Почему мой ребенок не хочет взрослеть?
Школьный психолог и знакомые мамы говорят, что моя дочь не хочет взрослеть, потому что я слишком ее опекаю. Я же считаю, что «отпускать» ребенка
во взрослую жизнь надо постепенно. Кто из нас прав?

Ответ эксперта
У каждой думающей матери бывают моменты сомнений – в один из них, похоже, и родилось ваше письмо. Вы пишете, что так нежны и заботливы с 9-летней дочерью потому, что боитесь ее любого «полуотворота» от вас. И это действительно повод для раздумий. Вами движет тревога, даже страх – за дочку, которая с чем-то может не справиться, и за себя – взрослеющий ребенок не так послушен и доверчив, а кое-чего мы о нем уже просто не знаем. Это угрожает нашей уверенности в себе. Конечно, ваша девочка чувствует, что вы всегда ее поддержите, – но так же важно ей знать и другое: что вы верите в ее сообразительность, способность по-своему решать какие-то вопросы своей детской жизни. Представьте, что вы наблюдаете за ней, когда она что-то делает самостоятельно, проявляет инициативу: чувствуете ли вы любопытство, гордость? Если же вы лишь тревожитесь, она это поймет и будет оставаться «маленькой», чтобы вас не огорчать. Вспомните, как это было, когда она когда-то болела: самой страшно, но важно говорить и действовать уверенно, чтобы ребенку передавалось именно это чувство. Сейчас ситуация другая, но лучшей защитой и поддержкой дочери по-прежнему будет ваша уверенность в себе и в ней и радость при проявлениях ее самостоятельности.