Мой сын ни с кем не дружит и говорит, что ему никто не нужен…
Моему старшему сыну 11 лет. В его возрасте очень важно общение со сверстниками, важно иметь друзей. У моего сына нет друзей. Он любит играть на компьютере в игры-стратегии. На улицу его не выгонишь. Он не любит кататься на велосипеде (хотя у него всегда были хорошие велосипеды), не играет в футбол или другие игры. Когда спрашиваешь, почему он ни с кем не дружит, он говорит, что ему никто не нужен.
Он родился семимесячным, и у него были проблемы со здоровьем (задержка развития), потом он вроде бы догнал своих сверстников, даже учится в школе лучше, чем многие обычные его одноклассники. Когда он был маленьким, у него были друзья, и в садике тоже. Но в школе начались проблемы в общении с одноклассниками. Я думала, наладится в новой школе (мы переехали в другой район), но за год он так ни с кем и не подружился.
Как быть? Может, нужно обратиться к психологу или, наоборот, не обращать внимания на это?

Ответ эксперта
Уважаемая Валентина, Вы абсолютно правы, говоря о важности общения ребенка со сверстниками. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что взрослые, у которых не было в детстве друзей, часто испытывают трудности в личных и служебных взаимоотношениях. Более того, общение со сверстниками в подростковом возрасте (а 11 лет можно считать началом этого периода) – один из самых главных факторов развития личности. Кроме того, вряд ли ребенку приятно ходить в школу, если у него там нет ни одного друга. В подростковом возрасте даже дети, утверждающие, что им никто не нужен, испытывают дискомфорт из-за отсутствия общения с ровесниками.
Вы пишете, что раньше у сына были друзья, но не говорите, когда и как именно «в школе начались проблемы в общении с одноклассниками». Без этого трудно понять истинную причину возникших трудностей. Можно лишь предположить, что поведение Вашего сына – следствие его неумения устанавливать контакты с окружающими, настороженного отношения к людям, неуверенности в себе и т.д.
Вы упомянули о том, что у Вашего сына была задержка развития, но потом «он вроде бы догнал сверстников». Может быть, в сфере коммуникативных навыков осталось некоторое отставание? Возможно, свою роль играют и личностные особенности Вашего ребенка. В этом случае надо помочь ему научиться выстраивать отношения с ребятами, потому что сами по себе эти навыки не появятся. Помогите сыну найти круг общения. Можно, например, записать мальчика в интересующую его секцию или кружок. Пусть поначалу у него там будет 1-2 приятеля, но их будут объединять общие интересы. Приглашайте в гости одноклассников и приятелей сына, организуйте для них совместное времяпрепровождение. Давайте мальчику поручения сходить в магазин, оплатить счета за коммунальные услуги и т.п., чтобы у него была возможность «оттачивать» навыки взаимодействия. Объясняйте сыну, что отношения не складываются моментально,что для этого требуются время и усилия, что обязательно надо проявлять дружелюбие и внимание к другим людям, что окружающие могут воспринимать застенчивость как враждебность. Может быть, имеет смысл попросить о помощи классного руководителя класса, в котором учится Ваш сын.
Есть еще один вызывающий беспокойство момент – это пристрастие сына к компьютерным играм на фоне отсутствия у него других увлечений, предпочтение компьютерных игр общению. Вы не написали, как при этом у мальчика обстоят дела с учебой. Если Ваш сын тратит слишком много времени на выполнение домашних заданий, часто отвлекается, нуждается в Вашей организующей помощи, если у него есть проблемы с написанием слов или трудности с обозначением своих эмоций, то желательно получить консультацию психолога или нейропсихолога.
Желаю удачи,
Татьяна Бедник
.