Мой внук ворует деньги…
У меня четверо внуков, но только второй по рождению, которому 14 лет, ворует деньги. Началось с малого и два года назад. Сначала десять рублей, потом пятьсот, потом тысячу, а теперь в магазине крупном украл несколько дисков. Слава богу, милиционер не завел в первый раз на него документы. Мы оплатили товар, втройне. А для семьи дочери это много. Как быть? Мы его любим! Он добрый, внимательный и безотказный, умный и сочувствующий. На протяжении этого времени мы тщательно следили, но при этом доверяли ему. Мы говорили, что в семье не принято воровать и что можно попросить денег (родители дают их, когда это возможно), однако все тщетно. Мальчик стал привирать. Все, конечно, обсуждалось, все проговаривалось, стремились достучаться до его сознания, но результат был неожиданным, через полгода твердого воздержания. К сожалению, нет раскаяния, говорит, что плохо сделал, но раскаяния не чувствуется. Возможно, он так отреагировал на рождение новой сестры, которой уже было 3 месяца. Но ведь внимание ему уделяли сполна! Возможно, он закончил девятый класс, и это выход каких-то его проблем. Мы боимся теперь ему доверять. Боимся, что он совершит еще кражу, а тогда суд и прочее, а впереди 10-11 классы. Мальчик об истинных вещах умалчивает, и мы понимаем, что у него особый юношеский период, но... Так как мальчик от первого брака дочери, возможна и наследственность (факты есть у отца). Накануне крупной кражи родители купили ему обнову, в связи с тем, что он закончил школу хорошо… Что делать?

Ответ эксперта
Уважаемая Галина! Ваше желание помочь внуку и решимость заслуживают искреннего уважения. Если подросток в течение двух лет занимается воровством – это действительно повод бить тревогу: неоднократные случаи воровства на протяжении достаточно длительного промежутка времени могут свидетельствовать об уже сформировавшейся негативной черте характера.
Чтобы помочь мальчику, прежде всего важно понять причину, которая заставляет его воровать. Для этого надо знать, на что именно он тратит украденные деньги. Возможно, он тратит их на себя, возможно, покупает что-то друзьям, чтобы заслужить их хорошее отношение. (К слову: покупка вещей как проявление родительского поощрения за хорошую учебу может сформировать у ребенка представление, что хорошее отношение сверстников тоже можно «купить».) Не исключены и другие варианты: деньги нужны, чтобы купить спиртное или сигареты, деньги требуют добыть старшие «приятели», увлекся азартными играми и пр.
Уважаемая Галина, Вы называете внука «безотказным». Очень вероятно, что, общаясь с друзьями, он тоже проявляет «безотказность», а значит, может идти у них на поводу.
Систематическое воровство может быть обусловлено и травмирующей семейной ситуацией. Тогда его следует воспринимать как попытку подростка «достучаться» до взрослых и сообщить им о своем неблагополучии. В Вашем письме ничего не сказано о том, какие отношения у мальчика с родным отцом, что ему о нем известно, как мать отзывается об отце мальчика и как он сам воспринимает его. Это тоже очень важные моменты. Каждому ребенку хочется иметь положительный образ родителей, какими бы они на самом деле ни являлись. Если такой образ у ребенка не сформирован, то ему трудно и себя принимать позитивно. Травмирующими могут оказаться и высказываемые опасения о «дурной наследственности»: они могут задать курс, которым ребенок непременно будет следовать, чтобы «оправдать ожидания» родственников.
Часто ворующие дети бывают ранимыми, неуверенными в себе, у них заниженная самооценка. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что крупной краже предшествовала «покупка обновы»: ребенок, воспринимающий себя негативно, испытывает дискомфорт, когда его хвалят, воспринимает похвалу как незаслуженную, поэтому совершает какой-либо проступок, чтобы доказать всем свою никчемность.
Вы отмечаете также, что внук «стал привирать», но ведь воровство всегда связано со стремлением скрыть эти действия и, соответственно, необходимостью сказать неправду. Поэтому воровство и лживость – звенья одной цепи.
Уважаемая Галина! Вы поступаете совершенно правильно, пытаясь найти «корни» проблемы. Но, не зная подробностей жизни Вашего внука, можно лишь делать предположения (возможно, ошибочные) о том, что заставляет его так себя вести. Для выяснения истинных причин необходимо сходить на прием к психологу. Мальчик, видимо, уже и сам запутался в происходящем и очень нуждается в помощи. Мужества и терпения Вам!
Всего доброго,
Татьяна Бедник.