Не могу открыть себя
Для меня всегда нелегко было строить отношения с противоположным полом, потому что в семье я живу с мамой, от которой ушел муж, и дедом, с которым почти не общаюсь, то есть с детства наблюдать за примером любовных отношений могла только по телевизору - в таком псевдоромантическом стиле, где мужчина всегда в конце концов приходит и извиняется. Когда я училась на первом курсе университета, я встретила парня, того самого и единственного, и хоть он был у меня уже не первый в плане интимных отношений, я не смогла даже поцеловать его, ждала от него первого шага, хотя эмоционально ближе него у меня никого никогда не было, мы общались с ним полгода, перед тем, как стало ясно, что он в меня тоже влюблен. Хотя в эти полгода он прекрасно встречался с другими девушками, что в целом доставляло мне скорее тревогу, чем дискомфорт. В итоге, когда наши обоюдные чувства были уже ясны, но до "дела" так и не дошло, он от меня ушел. Мне кажется, такая невостребованность разбила мне сердце. Прошло уже 2 года, но я никак не могу забыть, что он так со мной поступил. Когда я его вижу, меня просто замораживает, сердцебиение учащается, в общем, я как кролик перед удавом. И отношения с другими парнями с тех пор не строятся, зачем мне раскрываться перед ними, если они все равно меня бросят?! В то же время такая позиция кажется мне глупой, я же ради себя живу. Я не знаю, куда двигаться дальше, потому что мечта иметь семью и идеальные отношения с любимым человеком для меня самая святая в жизни. А я даже на свидания хожу не чаще раза в полгода, потому что каждый раз понимаю, что это "не он", все больше разочаровываюсь. Помогите советом, пожалуйста.

Ответ эксперта
Здравствуйте! Объяснение происходящему вы для себя уже нашли. Теперь очередь за ответом на вопрос: что вы можете сделать для изменения ситуации в желательном для себя направлении («мечта иметь семью и идеальные отношения с любимым человеком для меня самая святая в жизни»). Предыдущая история до сих пор «не отпустила вас», отношения закончились – переживания продолжаются. В норме от завершения одних отношений до начала следующих проходит от 1 до 3 месяцев. Все, что больше, свидетельствует о так называемой «незавершенности» предыдущих. Невысказанные эмоции, подавляемые чувства (в том числе обида, гнев, разочарование и т.д.) отнимают много сил, парализуют действия – «меня просто замораживает, сердцебиение учащается, в общем, я как кролик перед удавом» - возвращают к неприятным переживаниям и мешают двигаться дальше. Нужно предпринять шаги к тому, чтобы завершить свои переживания, выразить все свои чувства, связанные с прежними отношениями. В случаях, когда нет возможности или решимости поговорить об отношениях с партнером (или нет уверенности, что он прореагирует правильно на этот шаг), лучше это сделать без его участия. Напишите (но не отправляйте!) ему письмо, в котором опишите все, что происходило и что вы чувствовали, как это повлияло на вашу жизнь и что вам хочется в ней изменить, что вы намерены для этого делать и какой помощи ждете от него. Задача этого письма - не проинформировать другого человека о ваших переживаниях, а просто освободиться от них, освободить место в душе для новых впечатлений. Может быть, придется написать несколько таких писем, прежде чем вы почувствуете положительные перемены в себе. А также заведите особый психотерапевтический дневник, в котором вы сначала подробно опишете свою мечту с одной важной поправкой: вам, как человеку не идеальному, а РЕАЛЬНОМУ, нужны не идеальные отношения с идеальным партнером (который к тому же вряд ли существует), а РЕАЛЬНЫЕ отношения с РЕАЛЬНЫМ человеком. Идти на свидание с целью увидеть там идеального человека – безупречный путь к разочарованию. День за днем на протяжении 3-4 месяцев описывайте свои реальные шаги к заветной реальной цели. Желаю вам РЕАЛЬНЫХ успехов!
Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена!
В вашей жизни были очень важные для вас отношения, которые завершились расставанием. К сожалению, так часто бывает, когда речь идет о первой любви. Чувства сильные, зашкаливающе интенсивные, но обращаться с ними никто не учил, и пережить расставание очень трудно. Не торопите себя. Да, прошло два года. Но темп у всех людей разный, и если вы чувствуете, что еще не перешли в новый этап вашей жизни, значит вы еще не готовы и в этом нет ничего стыдного. Когда прерываются отношения столь важные, они должны быть оплаканы. Подумайте, все эти два года, позволяли ли вы себе оплакивать, жалеть о том, что было и больше не вернется? Не мечтать о возвращении, а именно принять факт окончания отношений и оплакать их? Это важный этап: только когда вы выразите свою печаль по этому поводу, вы сможете почувствовать внутри способность отпустить эту историю. Да, она была и больше не повторится. Зато впереди - другие истории.
Порой мы склонны идеализировать бывшего партнера и те чувства, которые испытывали к нему. Нам кажется, что все остальное «не то». При этом память играет с нами злую шутку: мы помним хорошее в партнере и часто не помним его негативных качеств.
Вы пишете, что для ваша мечта – иметь семью и идеальные отношения с любимым. Однако идеальных отношений не существует в реальном мире. Когда вы фантазируете о неком Рае, об идеальном человеке и идеальной семье, вы, по сути, прячетесь от реальных отношений за этими фантазиями. Мечтая об идеале, мы обесцениваем всех людей вокруг, "не дотягивающих" до идеальности. Сплошные разочарования: и этот «не тот самый», и тот. Мы забываем, что идеал принадлежит не миру людей, но миру фантазий. Мне кажется, вы могли бы получать больше удовольствия от жизни, от свиданий и встреч с мужчинами, если бы не сравнивали сразу молодого человека с неким идеальным образом. И не примеряли бы на него сразу же роль будущего мужа и отца ваших детей. Вы могли бы просто встречаться и смотреть, как развиваются эти конкретные отношения, узнавать молодого человека лучше, знакомиться с ним. Попробуйте стремиться не к идеальности, а к уникальности отношений. Позвольте себе немного расслабиться и перестать стремиться к наилучшим отношениям из возможных. Вы можете иметь замечательные реальные отношения. Пусть они и не идеальны, но они могут быть для для вас источником заботы, тепла, радости и принятия.