Я боюсь привязываться к людям…
Когда мне было восемь лет, мои родители развелись, своего отца я не видела с тех пор и совсем о нем ничего не знаю, но его поступок по отношению к моей матери был низок: он ушел к любовнице, у которой от него к тому времени уже был двухлетний ребенок. Вся эта ситуация на меня, тогда еще девочку, очень повлияла. Я стала бояться привязываться к людям, даже к своему отчиму, с которым я живу уже 8 лет, я так и не смогла себя расположить. Мне трудно доверять мужчинам, мне всегда кажется, что они в любой момент могут предать и изменить. Из-за этого я настороженно отношусь и к молодым людям, которые оказывают мне знаки внимания и настроены на серьезные отношения. Мне нужно много времени, чтобы привыкнуть к ним, «протестировать», понять, каковы же их намерения, и чаще всего мужчины не выдерживают. Я всегда ищу подвоха. Есть и другая сторона: так настроившись, я иногда просто и эгоистично их использую, а затем бросаю. Как это перебороть? Я пыталась, но ничего не выходит.

Ответ эксперта
У молодых людей, в детстве переживших развод родителей, довольно часто бывает опасение, что их отношения с партнером обречены на разрыв, а иногда и полная уверенность в этом. Они как бы все время «начеку» и более того, пребывают в ожидании неизбежного конца отношений. Жить с этими чувствами очень тяжело, и у таких людей вырабатывается определенная защита: либо они предпочитают поверхностные, недлительные отношения («нет близких отношений – значит, и терять нечего»), либо во избежание опасности быть покинутым сами покидают партнера при первом же нарушении гармонии («пока не поздно»).
Опыт, приобретенный в детстве в семье, во многом определяет модель будущих партнерских отношений. Вот и Вы, Аня, связываете свои трудности в общении с молодыми людьми с далекими событиями из детства. Возможно, так и есть. Но сейчас Вы взрослая девушка, а значит, можете переосмыслить то, что произошло более десяти лет назад.
В том, что Ваши родители разошлись, нет Вашей вины: это был выбор двух взрослых людей. И сейчас уже не имеет никакого значения, что именно произошло, когда Вам было восемь лет, поскольку Вы не можете повлиять на те события. Они остались в прошлом. Главное, что отец и мать подарили Вам жизнь, которой Вы теперь вправе распоряжаться по своему собственному усмотрению. Подумайте о будущем. То, как будут складываться отношения в Вашей собственной семье, во многом зависит от Вас.
Ваше письмо говорит о Вас как о человеке закрытом и не совсем неуверенном в себе. Но только научившись по-настоящему любить и уважать собственную личность, можно рассчитывать на построение полноценных и гармоничных отношений с другими.
Возможно, есть смысл поговорить о своих тревогах с мамой, ведь, судя по тому, что Вы рассказали, ей удалось найти в себе мужество вновь поверить и полюбить. Быть может, Вам окажется полезен ее опыт преодоления страхов и обид, неизбежных после развода.
Желаю удачи,
Татьяна Бедник.