Я напугала свою пятилетнюю дочь...
Моей доченьке 5 лет. Она очень эмоциональный, восприимчивый ребенок. Недавно я, сама того не желая, сильно ее напугала. Сказала, что если она будет есть грязными руками, то в животе заведутся червяки и он будет болеть. И, через неделю приехав к ней на дачу, с ужасом увидела, что она моет руки через каждые полчаса: ей кажется, что они грязные. Она боится притронуться к различным предметам, а уж если букашка какая-нибудь сядет на руку - начинает рыдать. Еще появились навязчивые движения: когда к чему-нибудь притронется, сразу нюхает свои ручки, ей кажется, что грязь пахнет. А недавно она проснулась ночью в слезах: вспомнила, что мама ей якобы дала гнилую вишню. Перестала есть горошек на участке, когда я ей показала червивые горошинки...
Сердце кровью обливается, когда я вижу все это. Как можно самостоятельно справиться с проблемой?

Ответ эксперта
Уважаемая Екатерина, всем детям в разные периоды развития свойственны те или иные так называемые «возрастные страхи». Страхи, характерные для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), связаны с осознанием ими разницы между жизнью и смертью. Если атмосфера в семье жизнерадостная, если взрослые в доме не ведут разговоров о болезнях, то ребенок, как правило, самостоятельно справляется с подобными переживаниями. Напротив, любые слова или действия, косвенным образом наводящие на грустные мысли, могут усугубить и закрепить страх. Тем более, если ребенок, как Вы пишете, очень эмоциональный и восприимчивый.
Описываемые Вами бурные реакции дочери при малейшей кажущейся опасности («начинает рыдать») и появившиеся «навязчивые движения» могут свидетельствовать о развитии невротического процесса, а не о возрастной норме. Кроме того, часто дети, испытывающие повышенные страхи, недостаточно уверены в себе, чувствуют себя незащищенными. Нужно обязательно попытаться убедить девочку в том, что опасности нет, чтобы к ней вернулось спокойствие. Но одних убеждений мало – в доме важно создать доброжелательную и комфортную для ребенка обстановку. Постарайтесь уделять дочери больше времени и внимания, вместе рисуйте, занимайтесь другим творчеством. Обязательно играйте в подвижные игры, не боясь физического утомления, по возможности – в игры с водой. Во время игр и занятий с дочерью полностью доверьтесь ее инициативе, старайтесь поменьше подсказывать и не оценивать ее действия. Дело в том, что в игре дети способны выразить и «отыграть» многие свои переживания и тем самым помочь себе. Но, конечно, по возможности обратитесь за консультацией к психотерапевту.
С наилучшими пожеланиями,
Татьяна Бедник
.