Я пытался донести до своего ребенка (не напрасно ли?), что объединяться с одним против другого нехорошо...
В доме, где мы живем (дом многоэтажный, все друг друга знают – как в деревне), есть пара, с которой мы достаточно тесно общаемся, и у нас и у них дочери шести лет. Мы с женой после рождения детей хотели, чтобы и девочки тоже подружились, и до сих пор все было более или менее в порядке. С моей точки зрения, девочки развиты практически одинаково, каждая стремится быть лидером и на этой почве бывали недолгие ссоры. Со слов родителей соседской девочки, у нее были проблемы с общением в детском саду со сверстниками (у нашей такого не наблюдалось). Во дворе есть еще третья девочка такого же возраста, она обычно уступает первенство в игре то одной, то другой. Я пытался донести до своего ребенка (не напрасно ли?), что объединяться с одним против другого нехорошо. И вот теперь дочка наших товарищей и другая девочка объединились против нашей и не играют с ней. Родители в ситуацию не вмешиваются. Наш ребенок, естественно, страдает. Она, правда, стала общаться во дворе с новой девочкой (которая приехала погостить к дедушке), и теперь они конфликтуют пара на пару. Мы пытаемся объяснить, что «как аукнется, так и откликнется», что скоро школа и новые друзья, что надо быть сильной, что все будет хорошо, но это помогает мало. Как быть, что делать?

Ответ эксперта
В старшем дошкольном возрасте у ребенка активно формируются и развиваются навыки общения со сверстниками. Дошкольники и дружат «на всю жизнь», и через полчаса ссорятся «навсегда», а потом опять дружба «на века», обижают кого-нибудь, шушукаются, делают мелкие пакости. Это естественные процессы: дети взрослеют и приобретают жизненный опыт, столь необходимый для дальнейшего развития.
Вы не написали, Юрий, из-за чего произошел конфликт между девочками. А ведь в каждом отдельном случае есть причины того или иного «плохого» поведения ребенка. Чтобы давать конкретные рекомендации, надо точно знать, что именно случилось между девочками, каковы взаимоотношения у детей в семье, с родителями и т.д. Но в любом случае, особенно если Вы видите, что Ваша дочка страдает, надо ей помочь: объяснить, что ссоры случаются с каждым, что и взрослые люди иногда ссорятся, а потом мирятся. На примере хорошо знакомых героев детских книг, мультфильмов ребенку можно показать, как выходить из конфликтных ситуаций достойно. Обращайте внимание на то, что у каждого человека есть своя внутренняя жизнь, свои переживания, которые и побуждают совершать те или иные поступки. В том, чтобы просто успокаивать ребенка тем, что потом «все будет хорошо», мало пользы: дети живут сегодняшним днем и им важно, чтобы все было хорошо сегодня.
Конечно, лучше учить детей сотрудничать друг с другом, а не дружить «против кого-то». Возможно, Вам стоит в ненавязчивой форме выступить инициатором примирения: организовать для детей совместное мероприятие, пригласить всех девочек в гости и т.п. Весьма полезным для детей будет и пример Вашего доброжелательного общения с друзьями.
Желаю удачи,
Татьяна Бедник.