Моя дочка повторяет за мной абсолютно все...
Моей доченьке 3 года. Семья полная. Папа любящий, веселый, занимается с ребенком. Но меня беспокоит сильная эмоциональная зависимость дочки от мамы, т.е. от меня. Хотя в общем девочка самостоятельная, четко знает, чего хочет. Но она повторяет за мной абсолютно все! Слова, мимику, жесты, манеру одеваться... Недавно начала изображать, как я курю. Я уже боюсь, что не смогу что-то проконтролировать в своем поведении или словах, а дочка это повторит. Это нормально? Или с этим нужно как-то бороться?

Ответ эксперта
Уважаемая Айгуль! К сожалению, Вы не написали, в чем проявляется «сильная эмоциональная зависимость дочки от мамы». Или Вы имели в виду только то, что дочка повторяет за Вами «абсолютно все»? Если так, то повода для беспокойства я не вижу.
Дело в том, что для каждого детского возраста характерны свои игры. В 3-4 года у детей появляются так называемые «сюжетные игры»: ребенок копирует действия и поведение окружающих, возможными объектами для подражания становятся даже предметы (например, он сообщает: «Я сегодня буду подъемным краном»). Мы, взрослые люди, осваивая новые сферы деятельности, сами нередко подражаем кумирам или наставникам. А перед малышом стоит сложнейшая задача – узнать, как взаимодействуют люди и вообще «как устроен этот мир». Проигрывая те или иные действия взрослых, ребенок делает реальность понятной для себя. Это очень важный и необходимый этап развития, к тому же требующий серьезных усилий: внимательно присмотреться, что и как делает мама, запомнить порядок действий, «прокрутить» их в своем воображении и, наконец, воспроизвести! При этом надо еще и контролировать себя, и регулировать свои действия, чтобы не «отступать от образца». Так что, Айгуль, Вы можете только порадоваться за свою девочку, если ей удается так хорошо Вам подражать.
Конечно, трехлетним детям еще трудно разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо», и нередко они воспроизводят и совсем нежелательные действия. В этом случае лучше всего нейтрально относиться к тому, что изображает ребенок, поскольку любые эмоциональные реакции (не важно, положительные или отрицательные) могут лишь закрепить это поведение.
И, конечно, нужно помнить, что самые важные взрослые в жизни ребенка – это его родители. Поэтому верный способ воспитания – быть примером того поведения, какого ожидаешь от своего ребенка.