Как мне вести себя с тренером, которая меня ненавидит?
Здравствуйте! Я пишу оттого, что не знаю, как правильно вести себя в данной ситуации. А ситуация такова - меня просто ненавидит мой тренер по скалолазанию. Это пожилая женщина, бабушка моей подруги, которая привела меня в скалолазание. И она действительно меня ненавидит, причем еще с того времени, как я только пришла к ней в клуб 4 года назад. Ее ненависть проявляется в том, что я постоянно виновата во всем и от этого мне можно "повесить" что-нибудь в наказание. Например, никто не убрал веревку и виновата я, т.к., оказывается, что она говорила мне ее убрать, хотя на самом деле она мне и слова не сказала. Так же у нее с собой всегда куча пакетиков, причем не из легких, и они всегда достаются мне, неважно притом, сколько вещей (общественных) я несу на себе. А внучка ее всегда «на легке». Я ее (внучку) не виню, но это неприятно. Так же она очень любит "выносить" мне мозг. Она может часами рассказывать мне, какой у меня переходный возраст, какая я плохая, как из меня ничего не получится, как я плохо со всем справляюсь, какая я бесталантная, какую я плохую музыку слушаю (рок) и т.д. и т.п... На людях она всегда сама доброта, а с мамой так вообще ангел, а как только мы остаемся наедине так все - доброта улетучивается. Так на одном из сборов мне стало плохо и я не пошла на скалы (у нее же проблемы с коленом и она не ходит на скалы), так она меня заставила в предобморочным состоянии готовить обед. После этого мне чуть «скорую» не вызывали. Сначала меня это шокировало, меня всегда расстраивали ее разговоры - ведь тогда, в 11 лет, я была очень открытым, дружелюбным, доверчивым ребенком и считала, что все, что она говорит - абсолютная правда. Я старалась как-то измениться, угодить ей, ведь у моей мамы с ней хорошие отношения, ну а мама же, думала я, не может общаться с плохим человеком. Кстати, маме она тоже любит порассказать, какая я недалекая и невоспитанная. Но, пытаясь найти проблему в себе, я упустила кое-что - она от этого обозлилась еще больше. Она, наверно, ожидала истерик и слез, а я молча слушала и пыталась проанализировать ситуацию, что бы понять виновата ли я. Теперь же я просто не обращаю на ее слова внимания, так она пытается настроить коллектив против меня. На свечке, например, когда я начинаю говорить, она меня останавливает и в присутствии всех меня отчитывает за что-нибудь. Меня это очень обижало вначале, но теперь мне тоже все равно. А откуда взялась ее нелюбовь ко мне я не знаю. Предположительно, это от того, что я «испортила» ее внучку, как мне она(внучка) и сказала, что ее бабушка так обмолвилась. Но я даже и не представляю, как я ее могла «испортить». Поэтому это для меня так и остается загадкой. Наверное, лучшим вариантом было перейти в другой клуб, но у меня нет такой возможности – во-первых, в этом клубе у меня много друзей, с которыми я могу встречаться только на тренировках, да и мама мне не верит и говорит, что я все выдумываю, и в другой клуб она меня не переведет. И мне хочется понять – правильно ли я ничего не предпринимаю? Правильно ли я просто молчу? Может, мне надо как-нибудь по-другому вести себя с ней? Что мне предпринимать в ответ на ее оскорбления? Помогите, пожалуйста, понять свои ошибки в общении с ней!

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ангелина!
Вам не может все время «казаться». Конечно, мы можем иногда приписывать людям мысли и намерения, которых у них не было в отношении нас, но не хронически же! Важно понять, что вам делать в создавшейся ситуации. Мне кажется, вам нужно привлечь маму в свои союзники. Важно, чтобы она услышала вас, чтобы не приписывала вам ошибки восприятия и поняла, что вам трудно, что вместо того, чтобы наслаждаться своими занятиями, вам приходится преодолевать трудный характер человека, от которого вы зависите. Попробуйте донести до мамы, как вам тяжело, как вы сомневаетесь в своих чувствах, расскажите ей, что вам просто очень нужна ее помощь.
Конечно, вы можете начать возражать и отстаивать свое мнение в отношениях с тренером. Может быть, пора иногда говорить «нет» и отстаивать свои границы. Но может оказаться, что ее власть пока сильнее вашего голоса. Может быть и так, что тренер столь требовательна не из ненависти, а из такой своеобразной любви. Например, она видит вашу силу, способности, воспринимает вас как сильного, "своего" человека, на которого можно положиться. Может быть, она придерживается формулы «тяжело в ученье —легко в бою», считая, что чем больше вы научитесь на себя брать, тем лучше для вашего будущего. С отличной подготовкой, умением обращать внимание на детали вы будете в большей безопасности в горах да и вообще в жизни.
Некоторые учителя особенно много требуют от талантливых учеников. Но вам трудно, и вы предпочли бы не быть на таком «особом» положении в группе. Я думаю, иногда, когда вы чувствуете свою правоту, вы можете поговорить с ней (тогда, когда вы будете одни). Можете спросить, кажется ли ей, что у нее к вам на самом деле повышенные требования.
Теперь насчет того, что тренер настраивает против вас коллектив. Можно сомневаться в этом. Можно в этому убеждаться. Но по-настоящему важно, чтобы у вас были свои, отдельные отношения с коллективом, чтобы ваши действия не нуждались в переводчиках и интерпретаторах. Поступайте в коллективе так, чтобы коллектив был вашей силой и опорой, тогда вам ничего не страшно. Но в любом случае начала бы я с мамы. Она близкий вам человек, подойдите к ней и так и скажите, что вам не к кому обратиться именно сейчас за помощью, что именно сейчас вам важно, чтобы она вас услышала и поняла, а не критиковала. Потом вы научитесь справляться с трудными отношениями сами, но пока у вас не все получается. Знаете, для мамы это тоже шанс остаться близким человеком, который готов помогать, а не осуждать и критиковать
.