Повторяет ли дочь судьбу своей матери?
Здравствуйте, я слышала, что дочери часто повторяют судьбу своей матери. Личная жизнь у мамы, как мне кажется, не сложилась. Первый брак длился 1 год, второй - около 8 лет, от которого я и получилась. После этого у нее было лишь 2 серьезных романа, причем с семейными мужчинами. Но уже как 6 лет у нее вроде никого нет. Она про свою жизнь никогда не хотела говорить со мной и не говорит. Она воспитывала меня в достаточно строгих условиях. Я была послушная, отличница, музыкальная школа - в общем, полный набор. Мне привили мысль о том, что секс до свадьбы - это нехорошо, что "хорошему" молодому человеку не нужна "испорченная" девушка. Сейчас, конечно, у меня свое мнение на этот счет. Но мне 22, и я девственница. В институте была "несчастная" любовь. Я очень боюсь, что у меня не сложится удачно личная жизнь из-за такого примера. В общем, помогите разобраться, что делать.

Ответ эксперта
Мама – безусловно, самая главная фигура из нашего детства. Будучи детьми, мы сверяли каждый свой шаг, каждое слово с материнским. Но со временем магия материнского всемогущества заканчивается. Мы взрослеем, приобретаем свой опыт, у нас появляются собственные ориентиры. И, в конце концов, понимаем, что наша мама – обычная женщина, имеющая, как и все люди, свои трудности и недостатки.
Уважаемая Юля, Вы беспокоитесь, что Ваша жизнь не сложится из-за того, что она не сложилась у мамы. Но Вы и Ваша мама – теперь уже два отдельных самостоятельных человека.
Вряд ли Ваш жизненный путь в точности копирует мамину жизнь. Вы совершаете свои ошибки, находите свои способы их преодоления. И это Ваш, Юля, бесценный жизненный опыт, на который Вы всегда можете опереться. Это – Ваша жизнь. Вы выросли и вполне можете самостоятельно совершать поступки и нести ответственность за себя, т.е. стать сама для себя «мамой».
Юля, если Вы считаете, что Вам трудно избавиться от материнского «влияния» (в том смысле, что Ваша жизнь повторяет мамину), обратитесь за помощью к психотерапевту.