Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе?
Здравствуйте!
Моя 9-летняя дочка очень закомплексованная, неуверенная. И это очень сильно отражается на учебе, на общении со сверстниками, родственниками. Чуть что - начинает плакать. Она в классе ни с кем не дружит. Ее постоянно кто-то обижает. Помогите, пожалуйста. Может, проблема во мне? Я ее воспитываю одна. Как быть?
Жылдыза. Гор. Бишкек

Ответ эксперта
Уважаемая Жылдыза, Вы пишете о трудностях Вашей дочери («очень закомплексованная, неуверенная»). Уверенность человека – это многомерное понятие, которое включает в себя устойчивую адекватную самооценку, самоуважение, позитивное видение мира, веру в свои способности и многое-многое другое. Формированию уверенности у ребенка способствуют правильное домашнее воспитание, доброжелательная школьная атмосфера, конструктивные взаимоотношения со взрослыми и ровесниками. Имеют значение и врожденные особенности темперамента ребенка.
Ребенок вырастает уверенным в обстановке безусловного принятия родителями, когда ребенка любят просто за то, что он есть. А в случаях плохого поведения родители не оценивают личность ребенка, не навешивают ярлыков, а выказывают недовольство лишь конкретным поступком ребенка. Существуют и другие правила по «выращиванию» уверенных детей, с которыми можно познакомиться, например, в книге П. Сантагостино «Как воспитать уверенного в себе ребенка и укрепить его самооценку».
Жылдыза, Вы пишете, что Ваша дочка ни с кем в классе не дружит. А есть ли у Вашей девочки друзья вне школы? Обычно, если ребенка принимают и ценят где-то в другом месте, то непопулярность в школе не травмирует его. Как складывались у нее отношения со сверстниками до поступления в школу? Умеет ли она поддерживать контакт при знакомстве, совместном занятии? Как учительница характеризует коммуникативные навыки Вашей дочки? В конце концов, как девочка сама объясняет нежелание одноклассников с ней общаться? Может быть, дочка не умеет проявлять инициативу в общении или просто боится общаться? Поговорите с учительницей об отношениях своего ребенка с одноклассниками, понаблюдайте за девочкой, как она себя ведет на переменах, после уроков и т.п. Возможно, Вам станет понятно, почему сверстники игнорируют Вашу дочку и постоянно обижают. Может быть, в классе сложилась форма общения, неприемлемая для Вашей девочки? Организуйте совместное времяпрепровождение девочки с одноклассниками. Поощряйте общение с ними вне школы. Ненавязчиво создайте девочке приемлемый для нее круг общения. Наблюдая за процессом общения дочери со сверстниками, подмечайте положительные моменты и хвалите за них. Научите дочь проявлять дружелюбие, обращать внимание на слова и действия других людей, их чувства, личностные особенности, так как без этого умения невозможно взаимодействовать с кем-либо.
С ситуацией, когда ребенка постоянно кто-то обижает, нельзя мириться. Психологи называют это состояние психологическим насилием. Вам необходимо поддержать своего ребенка. Выражайте дочери сочувствие и сопереживание, девочка должна знать, что, несмотря на имеющиеся трудности в школе, дома ее ценят и любят.
Обычно дети, которых обижают, не умеют справляться с собственными чувствами, выдают часто неадекватные реакции, легко поддаются на провокации. Поэтому таких детей следует терпеливо учить правилам общения и взаимодействия. Девочка должна хорошо представлять себе, в какой ситуации нужно постоять за себя (способами самозащиты необходимо овладеть), в какой – сдержаться или уступить. Ребенку нужно научиться отличать насмешки от шуток Хорошо бы отрепетировать способы реагирования на те или иные выпады одноклассников. Обсуждая с дочерью ее проблемы, старайтесь проявлять сдержанность в оценках действий ее одноклассников, так как, негативно реагируя без веских причин на поведение других детей, можно сформировать у собственного ребенка страх, что его тоже будут также оценивать. А это, в свою очередь, будет мешать обретению уверенности в себе.
Может быть, стоит привлечь к решению этой проблемы учительницу и школьного психолога. Поговорите с ними об этом, попросите оказать помощь Вашей девочке, предложите сотрудничество.