Почему ребенок боится отвечать у доски?
Здравствуйте.
У меня такой вопрос: моя сестренка учится в 3 классе. Она очень сильно боится отвечать у доски перед классом. Из-за этого она учится хуже, чем могла бы. Дома она прекрасно отвечает уроки, а в школе боится. Чем ей можно помочь? Как снять страх?
Заранее спасибо.

Ответ эксперта
Как правило, подобные школьные страхи возникают у детей впечатлительных, принимающих все близко к сердцу, зависимых от мнения окружающих. Таких детей должна окружать теплая, принимающая обстановка, близким для ребенка людям следует понять и принять его тревогу. Ребенку необходимо проговорить все свои страхи и опасения.
К сожалению, вы ничего не написали о характере вашей сестренки, есть ли у нее другие страхи, связан ли ее страх с каким-либо травмирующим событием (например, над ней посмеялся учитель или другие ученики во время ответа у доски). В любом случае, не стоит драматизировать ситуацию. Нельзя позволять ребенку «зацикливаться» не неудачах. Оптимистичный настрой в семье поможет девочке поверить в себя.
Александра, вы ничего не написали, как складываются отношения у вашей сестренки с ее учительницей. Дети порой могут воспринимать строгого и требовательного учителя как злого. И, соответственно, страх отвечать у доски может быть вызван негативным восприятием педагога. Будет полезным научить ребенка не смешивать отношение к себе педагога, с полученными оценками. Если ребенок будет верить в себя и свои способности, его страх перед ответами у доски исчезнет. Важно научить девочку самостоятельно оценивать результаты проделанной работы независимо от мнения учителя и доверять собственным оценкам.
Признайте право девочки на ошибки и неудачи. Следует показать ребенку, что ее семья ценит ее усилия и старания, а не получаемые оценки. Девочка должна быть уверена, что вы и родители любят ее всегда, а не только тогда, когда она получает пятерки. Отмечайте малейшие ее успехи и достижения, и ни в коем случае не сравнивайте ее с другими детьми. Ребенок должен быть уверен, что в него верят, и он непременно справится со всеми трудностями.
Поскольку любой страх сопровождается различными телесными проявлениями, научите девочку способам релаксации и снятия мышечного напряжения.
Занятия танцами или в театральном кружке также хорошо помогают справляться со страхом перед публичным выступлением. Если ваша сестра хочет заниматься танцами, или играть в детском театре, не отказывайте ей в этом.