Инцест?
Здравствуйет, Лариса.
Я обращалась к психологу, но мне стыдно говорить об этом кому-то в лицо. Может быть вы поможете мне заочно.
Все детство я провела будто взаперти. В семье властвовал отец. Он игнорировал маму и очень много внимания уделял мне. Все время "учил жизни", навязывая свои стеротипы и мнения ( которые теперь я с трудом пытаюсь от себя отлепить), не позволял выражать свои эмоции и желания (я всегда должна была делать то, что он сказал, и с улыбкой на лице), а когда я выросла, открыто восхищался моей внешностью, пытался прикоснуться к груди, фотографировал мои ноги все время и смотрел восхищенно. Я чувствовала над собой домоклов меч из жестокого тирана и обожателя одновременно. Не понимаю, почему мама не оградила меня от этого, ведь ей и самой должно было быть обидно, что ее муж любит не ее, а дочь...
Я сбежала из дома замуж...
Но все равно работаю в той же фирме, что и родители, и вижу отца каждый день. Я не хочу его ненавидеть, ведь он мой отец, я хочу простить его, не хочу испытывать ненависть. Но понимая, как он искалечил мою жизнь, я ненавижу его.
Ведь теперь у меня проблемы с мужем. Я боюсь его так же ка боялась отца, я с трудом доверяюсь мужу и часто чувствую себя зажатой (ведь для меня восхищение мной ассоциируется с угрозой для меня). Я в ужасном положении.
Мне хочется бросить мужа, эту работу, не видеть больше никого и исчезнуть. Я не могу больше жить с эти внутренним страхом, забитостью, ненавистью, которую поселил во мне отец своим поведением. Как мне жить с этим я не знаю. Как забыть об этом кошмаре, куда деться?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ольга!
Было бы хорошо, если бы вы решились продолжить работу с психологом. Но я хотела бы уверить вас уже сейчас, что вы не должны стыдиться того, что пережили. Вероятно, ваша мама устранилась, словно бы не замечала того, что происходит. Это случается нередко в подобных ситуациях: мать в некотором смысле приносит в жертву свою дочь, не решается назвать вещи своими именами, не решается прояснить свои отношения с мужем. Девочка в итоге оставлена и предана — ведь она не может получить нужную ей защиту от тех, кто должен ее защищать и оберегать.
Конечно, часто видеть отца вам сейчас тяжело. Возможно, решение сменить работу в данном случае не столь уж неверно. Это когда-то у вас не было выбора и выхода, а сейчас вы можете довольно многое менять. Вы не хотите ненавидеть своего отца, но пока поставьте себе задачу немного другую: вам нужно перестать чувства, которые вы испытывали к отцу, переносить на мужа, а также приписывать мужу то, что он не делает, не думает и не переживает в отношении вас. Это довольно трудная задача, и поэтому тут хорошо бы получить помощь специалиста.
Простите ли вы отца, полюбите ли, как будут дальше развиваться ваши отношения предсказать невозможно, но пока важно, чтобы вы разрешили себе злиться на него, ругать его за то, что он делал, и не испытывать при этом чувства вины. Это тоже хорошо проживать со специалистом. Именно это позволит вам воспринимать мужа без огромного груза проекций, которые очень вероятны с вашей стороны. Это позволит вам сохранять и развивать с ним отношения. Разрешите себе быть хозяйкой своей жизни, не выполняйте тех ритуалов, которые вам не хочется выполнять: позвольте себе не видеться с родителями (помимо работы, в вашем случае), позвольте себе не устраивать семейных праздников и визитов, которые вам в тягость. Не бойтесь быть «плохой и неблагодарной» дочерью, просто разрешите себе жить только своей жизнью и не позволяйте никому больше вторгаться в ее пределы. Сами определяйте границы дозволенного и границы вашей территории вообще.Вы свободны. Вы самостоятельный взрослый человек. Не позволяйте людям, даже самым "близким“ и дальше распоряжаться и хозяйничать в вашей жизни. Вы имеете право не любить и даже ненавидеть людей, которые пользовались вашим зависимым положением. И аргумент «ведь он мой отец» — это не к вам, это должно было быть тормозом для отца когда-то. Не стыдитесь своей истории, то, что тогда происходило — это не ваша ответственность. Но то, что происходит сейчас — только ваша, и у вас есть много сил и возможностей не позволить призракам из прошлого оказывать на вашу жизнь столь большое влияние.
Я желаю вам не забывать, что вы взрослая, компетентная и самостоятельная женщина. И свободная.