Почему я чувствую вину
Добрый день, у меня такая ситуация случилась, нашу квартиру обокрали но вынесли только деньги, и теперь почему то я чувствую свою вину что я виновата и на меня могут подумать. как быть как подавить это чувство волнения? спасибо

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Чувства совершенно не стоит подавлять, стоит разбираться, почему они возникают и что они хотят вам сказать. Вы не обозначаете свой статус в семье. Стоит подумать о том, насколько вообще для вас знакомо чувство вины по отношению к вашей семье. Может быть, это привычное чувство? В некоторых семьях жизнь устроена таким образом, что все делается через вину. Не просто просят что-то сделать, а создают ситуацию, чтобы человек почувствовал себя виноватым и сделал, чтобы вину загладить. И так во всем. Члены семьи могут даже не замечать, что это происходит именно так. Посмотрите, относится ли это к вашей семье? Не стоит никогда и ничего делать из вины. Стоит научиться общаться прямо, а не с помощью манипуляций виной. Можете подумать о том, что, возможно, это чувство вины имеет отношение к тому, как вы общаетесь, что делаете, что даете своей семье. Может быть, это свидетельство того, что что-то внутри вас знает, что вы словно бы недодаете, «обкрадываете» своих близких эмоционально, даете мало поддержки и помощи? Более точно ответить на ваш короткий вопрос невозможно. Не подавляйте чувства, спрашивайте себя, что они хотят вам сказать.
Ответ эксперта
Очевидно, что так происходит потому, что вы сами как-то связываете произошедшее с собой. Это похоже, например, на ситуацию, когда человек начинает винить себя в смерти родственника, хотя на рациональном уровне он понимает, что в этой смерти не было никакой его вины. Причина всему – интенсивное эмоциональное (точнее аффективное) переживание, связанное с произошедшим. Именно это переживание и составляет ту субъективную связь между вами и событием. Я не рекомендую вам подавлять это чувство. Напротив, я рекомендую вам тем или иным способом (с помощью экспрессивного рисунка или свободного письма) освободиться от того переживания, которое вы испытали, узнав о краже. Позвольте этому переживанию (каким бы они ни было) сначала наполнить вас, а потом выразите его вовне, выпустите его на лист бумаги в виде спонтанного рисунка или рассказа.