Как помочь дочери пережить развод родителей?
Здравствуйте, Татьяна!
Я в разводе, одна воспитываю дочь 10 лет. Дело в том, что ее отец женился и перестал общаться с дочкой. Девочка сильно переживает, желает ему смерти и т.д. Поскольку город маленький, она часто видит его в машине с новой женой. У нее есть своя дочь, почти ровесница моей, и если моя дочь увидит своего отца и ту девочку вместе, то будет истерика.
Что мне делать? Как подготовить ее морально? Я не хочу, чтобы в ее детском сердце копилась злость на отца.
Спасибо.

Ответ эксперта
Уважаемая Светлана!
Любой развод, даже самый цивилизованный, приносит ребенку душевные страдания. Дети часто склонны винить в происходящем себя («учился бы я хорошо, папа бы не ушел»), и могу считать, что, уйдя из семьи, папа отказался от них. Может появиться и другой страх: раз ушел один родитель, второй может поступить так же. Ребенок начинает бояться потерять Вашу любовь и остаться в одиночестве.
Вы пишите, что отец «перестал общаться с дочкой». Трудно объяснить причины такого поведения мужчины, не зная всего, что произошло. Почему отец перестал общаться с дочерью только тогда, когда, как вы пишете, он снова женился? Может быть, отец избегает не общения с дочерью, а встреч с вами: боится упреков с вашей стороны, ревности со стороны своей новой жены и т.д.? Может быть, он не хочет приходить в ваш дом, а брать девочку к себе не может? А ведь, возможно, его опасения надуманны или можно изменить ситуацию таким образом, чтобы у него не было для них повода? вы акцентируете внимание только на том, как смягчить для дочери последствия сложившейся ситуации. Но этот вопрос не стоял бы так остро, если бы папа с дочерью стали общаться вновь, а у вас с бывшим мужем наладились конструктивные деловые отношения по поводу дочери: возможность обсуждать с ним вопросы, касающиеся девочки, ее воспитания.
Светлана, у вас и вашей дочери сейчас очень непростое время. Поэтому особенно важно поддерживать друг друга. Постарайтесь установить с девочкой теплые доверительные отношения. Говорите с ней откровенно, не скрывайте своих чувств, однако старайтесь не загружать ее своими взрослыми трудностями, а разделить ее переживания («Тебе больно, страшно, печально и т.п.»). В своих беседах с дочерью не драматизируйте происходящее. Конечно, отсутствие отца – неприятное явление, но вовсе не смертельное. Поговорите с дочкой об отце, расскажите, как вы оба были счастливы, когда она появилась на свет. Объясните, что так случается в жизни взрослых людей, когда они больше не могут жить как муж и жена. Но дети в этом не виноваты, вы навсегда останетесь для девочки мамой и папой. Светлана, наверняка, в вашей совместной жизни с бывшим мужем были счастливые моменты, о которых можно рассказать девочке. Скажите, что вы по-прежнему цените и уважаете отца, ведь именно этот мужчина подарил вам родное и близкое существо – вашу дочку. Для девочки-подростка (10 лет считается началом периода полового созревания) лучше иметь приукрашенный образ сильного и благородного отца, чем образ предателя и негодяя, который она в будущем будет видеть в каждом мужчине.
Дети отождествляют себя с обоими родителями. Разрыв эмоциональных связей с одним из них проходит трудно и тяжело. Для этого вашей дочке потребуется время и душевные силы. Сейчас она, понимая, что вернуть прежнюю жизнь невозможно, испытывает гнев, раздражение на отца. В ее душе она может злиться и переживать по поводу несправедливости жизни. Такая реакция естественна при адаптации детей к нежелательным переменам в жизни. Помогите ей выплеснуть свой гнев, будьте готовы спокойно и без раздражения выслушать негодование девочки. Можете проявить инициативу, постарайтесь сами вызвать дочку на обсуждение этой ситуации. Тем самым вы направите детскую обиду в конструктивное русло, демонстрируя при этом свою заботу и желание помочь ей.
Создайте у девочки ощущение, что она любима, нужна вам и другим близким родственникам. Убедите родственников мужа (если таковые есть) продолжать отношения с девочкой. Не допускайте, чтобы окружающие жалели вашу дочь. Это может спровоцировать у нее ощущение ущербности неполноценности.
Дети в возрасте 10 лет уже больше любят общаться со сверстниками, чем с родителями. Чтобы отношения с подругами не испортились из-за нескромных расспросов и сплетен, обсудите с дочкой, как лучше отвечать на вопросы. Объясните, что подобные ситуации случаются нередко в жизни взрослых людей, и ничего стыдного в этом нет.
Светлана, дети очень чутко реагируют на состояние матери – от того, как вы себя чувствуете, во многом зависит состояние ребенка. Не вините себя в происходящем. Наполните свою жизнь и жизнь дочери новыми впечатлениями, занятиями, общением. Не отказывайте себе в маленьких радостях.