Как помочь ребенку успокоится перед сном?
Здравствуйте, Татьяна!
Моей дочери 1 го 8 месяцев, она нормальный здоровый ребенок, и, как у всех детей, у нее случаются слезы и капризы, которые в обычной обстановке довольно быстро проходят – в течение дня мы всегда вдвоем, бабушек нет, папа много работает. Но как только папа вечером приходит домой, радостное возбуждение перерастает в полное непослушание, а затем начинается истерика. Не помогают ни игра, ни попытки отвлечь, ни ласка, ни строгий тон, ни игнорирование. Ежедневная процедура укладывания, которая раньше никогда не вызывала проблем, теперь заканчивается слезами и криками. Посоветуйте, что нам делать в такой ситуации? Как правильно вести себя с малышкой?

Ответ эксперта
Уважаемая Натали!
Не зная вашей конкретной семейной ситуации, трудно сказать, что именно заставляет девочку вести себя так, как вы описываете. Причин может быть множество, и они могут быть самыми простыми: например, отсутствие дневного сна у ребенка. Ведь усталость у маленьких детей проявляется именно так: дети легко раздражаются, любой пустяк вызывает слезы. Возможно, папа, приходя с работы, пытается компенсировать свое отсутствие в течение дня, и игры с отцом действуют на малышку возбуждающе. Вечерние истерики в таком случае могут снимать накопившееся за день напряжение.
Вы пишите, что арсенал способов борьбы с истериками весьма велик: «игра, попытки отвлечь, приласкать, строгий тон, игнорирование». Скорее всего, вашей дочери сложно понять, что в ее поведении вызывает недовольство родителей. Думаю, что любой взрослый придет в замешательство, если партнер будет то ласковым, то строгим, то безразличным. Что же говорить о ребенке?
Отход ко сну у маленьких детей часто сопровождается слезами и капризами. И этому есть свое объяснение. Для малыша отход ко сну – это прежде всего расставание с родителями, любимыми вещами, с милой их сердцу обстановкой и т.п. Маленькие дети еще не в состоянии заглядывать в завтрашний день, поэтому опасаются, что пока они будут спать, что-нибудь в окружающем мире изменится, произойдут какие-то важные события. Им просто страшно каждый раз проваливаться в черноту сна. По сути, сон для малыша – это шаг в неизвестность. Раздражение родителей лишь усиливает тревогу, а упреки и нетерпение могут привести ребенка к мысли, что от него хотят избавиться. Строгие меры тоже не эффективны: любые приказы и ультиматумы вызывают крайне болезненную реакцию.
В такой ситуации решением может стать ритуал, который каждый день будет сопровождать процесс укладывания малышки. Ведь если в семье жизнь упорядочена, ребенку известна последовательность событий, то малыш сможет заранее предвкушать каждое из них. Ребенок обретает желанное чувство уверенности и реализует свою самостоятельность, ограниченную определенными условиями. Ритуалы отхода ко сну могут быть самыми разными, главное – чтобы они соответствовали личным качествам и интересам ребенка, и были долгожданными и любимыми, как детьми, так и родителями.
После ужина можно объявить час тихих игр, перед сном сказать «пока-пока» любимым вещам малышки. Причем, желая спокойной ночи игрушкам, родители и ребенок могут действовать по очереди, что непременно приведет к их сближению, к тому же будет стимулировать развитие речевых навыков у малыша. Положив девочку в кровать, можно спеть колыбельную, почитать выбранную ей книжку или послушать успокаивающую музыку. Также дети очень любят слушать придуманные сказки, в которых воспроизводятся пережитые за день события, а главными героями являются они сами. Завершать ритуал следует напоминанием, что родители никуда не денутся.
Ритуалы отхода ко сну должны заканчиваться раньше, чем ребенок заснет. Иначе они создадут зависимость, от которой будет сложно избавиться. Поэтому покидать комнату малыша надо прежде, чем он погрузится в сон.
С пожеланием терпения и изобретательности, Т. Бедник.