Одиночество, неверие, страх перед мужчинами
Мне 37, в 31 я развелась с мужем, дочери было 1 год. Расставание было безболезненным, он не был для меня близким, потом начались суды: развод, алименты, раздел, уже 6 лет. Первое время я была подавлена и переполнена страхами, как-то так случалось, что адвокаты не особо мне помогали, потом я сама начала заниматься судами, стала жестче. Многое сумела отстоять, и, к сожалению, все решать силой стало привычным. После развода был 2-х летний роман. И у него и у меня были сильные чувства, он был женат и младше на 6 лет. Он лгал, лгал много, хотел, чтобы все оставалось как есть, я хотела или разрыва или развития. Потом, долгое время не могла ни на кого смотреть, эти отношения были гораздо ярче, нежели отношения с бывшим мужем. Может только благодаря тому, что он переехал в другой город, все почти закончилось. Но даже после его переезда, отношения еще какое-то время продолжались, и тогда я написала письмо его жене, и даже после этого мы еще общались. Мы иногда созваниваемся, я звоню ему по делам, он поздравляет меня в мой день рождения и день рождения дочери. Потом было еще два кратковременных романа, никак не затронувшие мои чувства. Больше года я ни с кем не встречалась, иногда четко ощущаю страх перед мужчинами, очень часто чувствую стену. Внешне вроде все неплохо, бытовые вопросы налажены: квартира, машина. Иногда мне нравиться поддерживать некий образ: одинокой и независимой, но думаю, что это маска. Чаще думаю, что со мной что-то совсем ни так, и от этой уязвимости я становлюсь еще холоднее и жестче, всем своим видом демонстрируя: а мне, кто попало, не нужен. А если какой-то интересный мужчина появляется, у меня начинается паника – зачем я ему нужна, вокруг столько молодых интересных. На днях случилась встреча с парнем, ему 26, живет в гражданском браке с девушкой. Он рассказал о давней симпатии, что его очень тянет ко мне. Условились, что о нашей встрече никто ни должен знать. Я хочу жить, чувствовать и боюсь. И не верю, не верю даже своей дочери, когда она плачет, думаю это лишь для того, чтобы добиться своего. Как же разломать, так тщательно выложенную мною, стену.

Ответ эксперта
Алиса, здравствуйте!
В первую очередь – с вами «все так». У вас нет никаких оснований считать, что с вами, как с женщиной, что-то не так. Напротив, вы устанавливали значимые для вас отношения, выходили замуж и разводились, встречались с разными мужчинами, получали удовольствие и страдали в этих отношениях. Это и есть женственность. А ваши проблемы с мужчинами сейчас – это другая сторона вашей женственности. Она показывает, что вы не железная, не робот, а женщина, которой пришлось столкнуться с такими жизненными ситуациями, от которых ей нужно было защитить себя и ей пришлось выстроить стену между собой и миром. Нормально бояться новых отношений, если вы пережили тяжелые расставания и разочарования в прошлом, нормально опасаться, что вам снова причинят боль, нормально не спешить верить, если раньше вы обманывались.
Дайте себе время прожить и пережить свои потери, обиды, боль. Позвольте себе погрустить о том, что пошло не так, как бы вам хотелось. Поищите чувства там, где вы от них закрывались. Например, в расставании с мужем. Вы пишете, что расставание было безболезненным, хотя это был мужчина, с которым вы были в браке какое-то время, с которым у вас совместный ребенок... Настолько ли это было безболезненно для вас или вы постарались закрыться тогда от эмоций и боли? Алиса, на мой взгляд, ваши прошлые отношения с мужчинами содержат в себе эмоции, которые там и остались, были там заморожены. Вы могли бы попробовать разобраться с этими отношениями: что вы на самом деле чувствовали в отношениях и при расставании? Вы можете делать это сама, а можете и встретиться с кем-то из «бывших», чтобы обсудить, почему все пошло не так, как могло бы. Дайте себе время на то, чтобы разобраться в прошлых отношениях, оплакать их и отпустить.Не торопите себя, не бегите к новым отношениям, если пока не готовы впустить кого-то в свою жизнь и доверять ему. Вы не можете перескочить через какие-то этапы проживания, но можете прожить их и тогда повернуться лицом к новому, обретя заново способность доверять и радоваться мужскому обществу.
В.