psyhologies.ru
тесты
Вопросы психологу

Добрый ребенок

Сыну 10 лет.Очень добрый ребенок,наивный.Этим пользуются.Готов сделать все что не попросят сверстники,да хоть кто. -«Кирилка, дай санки покататься» -«Пожалуйста». А сам бегает потом просто так рядышком.-«Дай денежку» -«Берите». Сам ходит голодный по школе.Идет везде, где его зовут, делает всё, что предлагают его друзья, и порой это не очень хорошие вещи. Мальчик очень общительный и друзьями считает всех, кто знает его даже только один день. Меня беспокоит то, что сын не может думать своей головой и не может сказать нет. Ведь непонятно с какой компанией он свяжется, и что они начнут предлагать.Я уже не знаю, как заставить его уважать самого себя.

Ответ эксперта


Валентина, вас беспокоит, что сын не умеет сказать «нет» и не думает своей головой. Не зная мальчика, трудно делать выводы о том, почему он именно так поступает. Не исключено, что причина кроется в темпераментальных особенностях вашего сына или в его отношении к миру. А, быть может, он пока просто не придает особого значения своим поступкам, так беспокоящим вас. Однако могу предположить, что таким покладистым ваш сын стал не вдруг. Постарайтесь честно ответить себе на вопрос о том, как часто в вашей семье мальчику позволительно самостоятельно принимать решения. Ведь нередко родители всеми способами добиваются послушания от своих детей, полностью руководят их жизнью. В результате ребенок привыкает, что ему не надо думать, как себя вести в том или ином случае. На определенном этапе для родителей это удобно – дети не доставляют хлопот. Только вот потом ребенок, взрослея и отдаляясь от родителей, по привычке начинает поступать, думая не своей головой, а так, как говорят более авторитетные сверстники. И не всегда, как вы верно заметили, ребенку предлагают делать «хорошие вещи». А навыков самостоятельного принятия решений и способностей для критической оценки происходящего у него нет. И тогда, действительно, возможны неприятности.


Валентина, для изменения сложившейся ситуации от вас требуются определенные усилия во взаимоотношениях с сыном. Реально оценивайте возможности мальчика и ни в коем случае не делайте за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Для этого четко определитесь, что входит в круг компетенции ребенка, а что – в ваши обязанности. Давайте сыну возможность проявлять инициативу, поддерживайте и поощряйте его начинания. Не сравнивайте мальчика с другими детьми. Что касается дурного поведения, то попробуйте соотнести между собой плохие, с вашей точки зрения, поступки сына по степени значимости. Так, к примеру, беды нет в том, что мальчик дал кому-то свои санки покататься. Следует неукоснительно пресекать лишь серьезные проступки сына. Обсуждайте с мальчиком, что именно может принести ему зло и как этому противостоять. В процессе обсуждения постарайтесь объяснить сыну, что выход есть из любой ситуации. Ваша задача – вместе с сыном искать различные способы этого выхода, обсуждать всевозможные моральные коллизии. Проговорите различные варианты отказа на те просьбы и предложения сверстников, которые могут привести к плохим последствиям. У ребенка должны быть четкие алгоритмы поведения в этих случаях. Дайте мальчику возможность испытать в разумных пределах неприятности и огорчения, если тот начинает вести себя безответственно.


Валентина, вы пишете, что не знаете, как заставить мальчика уважать самого себя. Думаю, что это невозможно. И вот почему. Ребенок первые знания о себе получает от окружающих его взрослых. Если взрослый видит в ребенке, например, глупца и лентяя, то ребенок своим поведением будет соответствовать этой оценке. Справедливо это и в случае, если взрослые воспринимают ребенка как положительного персонажа. И уважать себя ребенок учится, опираясь на уважение, которое проявляют к нему взрослые. Таким образом, личностное развитие ребенка зависит от того, как взрослые выстраивают с ним повседневные контакты, какие слова и характеристики он слышит. Поэтому желательно отмечать все положительные моменты в поведении ребенка, все его успехи, умения, с уважением относиться к его индивидуальным особенностям. Ребенок должен быть уверен в любви близких, даже если он плохо себя ведет. Потому следует порицать конкретный поступок, а не личность ребенка в целом. Тогда ребенок сможет обрести уверенность в своих силах и возможностях, а, значит, ему будет за что себя ценить и уважать.


обратная связь
psychologies в cоц.сетях

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в устаревших версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для устранения ошибок, обновите ваш браузер