Как построить отношения с подростком?
Здравствуйте, Татьяна.
У меня начались проблемы в отношениях с дочерью. Ей 12 лет. Мы перестали понимать друг друга. Меня очень волнует, что все её интересы сейчас вокруг противоположного пола: кто обратил на неё внимание, кому она нравится, кто ей понравился и т.д. Я понимаю, что это естественно в её возрасте, и все же меня это пугает. Также причиной наших разногласий является её неаккуратность. Вещи она оставляет, где придется и как попало, на её столе - вечный беспорядок. Мои замечания её раздражают, мы ссоримся. Дочь считает, что я не понимаю её, что я делаю все не так как надо. Я хочу быть для своей дочки самым близким человеком, и мамой, и подругой, но у меня не получается. Посоветуйте, как вести себя с подростками в переходном возрасте.
С уважением, Елена.

Ответ эксперта
Уважаемая Елена, Вы пишите о том, что Вас пугает сосредоточение интересов Вашей 12-летней дочери к «противоположному полу». Елена, а чего именно Вы боитесь? Может быть, Вам непросто признать взросление дочери?
У детей в подростковом возрасте появляются новые интересы, новые заботы, и с этим ничего не поделаешь: интерес к противоположному полу обусловлен физиологическими переменами, происходящими в организме подростка. Как и большинство подростков, Ваша дочка, вероятно, испытывает волнение и влечение, вызванное мощным натиском гормонов. Ведь подростков привлекают не столько представители противоположного пола как личности, сколько новые ощущения, возникающие при общении с ними. В этой ситуации самым разумным с Вашей стороны будет принять тот факт, что у ребенка есть сфера личных переживаний.
Как правило, изменения, происходящие в организме, подростку трудно осмыслить самостоятельно. Поэтому будет хорошо, если Вы для своей дочери окажетесь тем человеком, который способен в деликатной форме помочь ей во всем разобраться. Ведь сейчас подростка волнуют очень многие вопросы. Просматривая вместе кинофильмы или обсуждая прочитанные книги, можно на примере судеб героев помочь подростку разобраться в нахлынувших чувствах.
Елена, Вы пишите, что Вашу дочку больше всего волнует «кто обратил на нее внимание, кому она нравится». Действительно, подростки большое внимание уделяют своему положению в среде сверстников. Наличие симпатии со стороны лиц противоположного пола является признаком успешности. Это своего рода попытка возвыситься в собственных глазах, повысить свой статус среди сверстников.
Подростковый возраст – это пора повышенной ранимости и уязвимости. Поэтому родителям следует проявлять особую чуткость по отношению к подростку. Категорически недопустимы ирония, негодование или драматизация чувств ребенка. Как бы там ни было, это огромная работа души подростка, ведущая к духовному росту. А опыт общения с противоположным полом может научить подростка проявлению нежности, заботы, внимания, что, непременно понадобится ему в дальнейшей жизни.
Елена, Вы пишите, что разногласия с дочерью у вас возникают и из-за ее «неаккуратности». Беспорядок в вещах подростка является своего рода протестом против контроля со стороны родителей. Своим поведением он, как будто, пытается сказать, что повзрослел и будет сам распоряжаться своей «территорией». Важно, чтобы ребенок понимал: взрослость подразумевает не только наличие прав, но и обязанностей. Елена, Вы вправе требовать от дочери поддержание чистоты в тех помещениях, которыми пользуются все члены семьи. Выдвигайте четкие требования и добивайтесь их выполнения. Конечно же, не забывайте сами делать то, чего Вы хотите добиться от дочери. Что касается порядка в личных вещах девочки, то предоставьте ей свободу действий. Пусть она сама решает, когда ей и как наводить порядок.
Елена, Вы пишете, что перестали с дочерью понимать друг друга. С подростками трудно наладить отношения, пытаясь руководить их действиями и делая им постоянно замечания. Сейчас важно выстраивать отношения на взаимном доверии и уважении. Относитесь серьезно к высказываниям дочери, какими бы глупыми они Вам не казались. Любые спорные моменты старайтесь обсуждать. Помните, что ругань подростки воспринимают как давление. Дочка непременно оценит Вашу выдержку и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Хоть подростки и декларируют свою взрослость, они по-прежнему нуждаются во внимании, понимании со стороны родителей. Елена, не стоит пытаться стать подругой для дочери. Девочке важно чувствовать защищенность, а это может обеспечить только взрослый. Сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь чувствам подростка, проявляйте сочувствие, понимание и сопереживание, словом, будьте любящей матерью.
С наилучшими пожеланиями, Т.Бедник.