Почему так трудно преодолевать себя, делать над собой усилия?
Почему так трудно порой, а в последнее время все чаще, сделать усилия над собой, заставить что-то сделать? Например, сделать генеральную уборку, помыть вечером посуду, закончить работу сегодня, приготовить что-нибудь, забрать вовремя обувь, и т.д. и т.п. Это касается уже почти всех сфер жизни. Причем есть полное осознание, что это не правильно, что это не хорошо, что потом будут проблемы… и даже стыдно… Могу начать что-то, и даже с энтузиазмом, но чаще всего концовка оставляет желать лучшего, или все бросается на пол пути. Что такое? Как бороться?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Александра!
Изменение уровня активности может происходить на фоне депрессии. Начавшись с незначительных изменений в поведении, сокращения сферы интересов, депрессия может доходить до такого уровня, что человек перестает вставать с кровати, перестает ухаживать за собой. Это переживается как нехватка сил, тело ощущается как не свое, тяжелое.
Депрессии нужно лечить и обязательно обращаться к врачу.
Если вы отмечаете только волевые трудности (трудно заставить себя, то есть применить волю, опереться на нее), здесь может быть несколько причин. Самая простая — вы устали. Вы перегружены делами, давно не отдыхали. В таком случае ваше телоначинает сохранять силы всеми доступными способами. В таком случае чтобы что-то сделать, приходится опираться на чью-то волю, на внешние правила, запреты и т.д.
Чтобы выйти из этого замкнутого крута, нужно для начала вернуть в жизнь отдых и активность, которая восстанавливает наши силы. Хорошо отдохнув и позанимавшись чем-то в спортивном зале, в бассейне, вы сможете опираться на вернувшиеся силу и бодрость, делая не очень любимые дела. Невозможно и нельзя заниматься хозяйством на последнем издыхании. Распределяйте дела среди близких или делите их с партнером по жизни. Учитывайте ваши естественные циклы активности: может быть, лучше помыть посуду утром, чем из последних сил стоять у раковины поздним вечером.
И еще помните: воля — это тренировка. Попробуйте ощутить ее радостно, как нечто очень ценное, на что вы сможете в себе всегда опереться.