Социальная зависть
Как избавиться от чувства зависти к более успешным людям, успех и достаток которых не результат усилий и длительного труда и просто по воле случая или судьбы?
Это не знакомые, от которых можно дистанцироваться, это ближний круг, родственники, встречи с которыми неизбежны...
мне 37 лет, я зрелая женщина и это чувство зависти вызывает во мне стыд, хочу избавиться от негатива, когда вижу, чтобы я ни делала, каких успехов не достигла, выгляжу бледно в рамках моей семьи....

Ответ эксперта
Анна, во-первых, наиболее правильный и прямой путь к освобождению от зависти заключается в том, чтобы находить подходящие, возможные способы ее выражения в отношениях с теми людьми (вашими ближайшими родственниками), к которым вы испытываете все эти чувства. Конечно, для этого подходят не всякие ситуации общения и не всякие собеседники. Но, возможно, в общении с кем-то из ваших родственников бывают такие моменты (приватности, доверительности, искренности), когда вы можете как-то затронуть и эту столь непростую для вас тему. Какой бы странной ни показалась вам на первый взгляд такая возможность выразить свою зависть, постарайтесь отнестись к ней серьезно, поищите таких собеседников и такие ситуации. Во-вторых, как мне кажется, сложность вашей ситуации состоит в том, что вам самой сложно быть с этой завистью, сложно самой принять ее. Эта зависть воспринимается вами как «негатив», как что-то неправильное, постыдное. Я думаю, что в том случае, если бы вы смогли получше познакомиться с вашей завистью, полнее выслушать ее, понять, что именно хочет сказать вам это ваше чувство, ваше отношение к зависти стало бы более спокойным. Поэтому важно предоставить этому чувству право голоса: найдите 30 минут свободного времени, позвольте этой зависти наполнить вас, возьмите ручку и начните писать абсолютно все, что вы чувствуете в себе, не отрывайте ручку от бумаги до тех пор, пока не иссякнет внутренний импульс. И только потом прочитайте это «письмо к себе». Попробуйте сделать это несколько раз. Стремитесь сделать это каждый раз, когда чувство зависти отчетливо напоминает вам о себе.