Как проучить агрессивно настроенного ребенка?
Анна, здравствуйте! Мне нужна Ваша помощь! Моего младшего брата постоянно провоцирует одногруппник в садике. Мальчики одного возраста: 6 лет. Тот ежедневно намеренно идет на провокации: высмеивает одежду (хотя бедно отродясь никогда ребенка мы не одевали), издевается, лезет на рожон, дерется. Год назад я пробовала сказать ему в лицо, что он поступает не хорошо. Ребенок ни разу не взглянул мне в глаза, вертелся и упорно делал вид, что меня не слышит. После того, как мой молодой человек серьезным рассерженным, но спокойным голосом сказал, что смотреть при беседе нужно в глаза и при попытке новых издевательств тот будет посажен на высокое дерево, на некоторое время все прекратилось. Сейчас мы вновь сталкиваемся семьей с тем, что ребенок перед сном прокручивает у себя в голове издевательства за прошедший день и не находит решения своей проблеме. Вариант, не правильный безусловно, - сдать сдачи нами обробован. Боюсь, как бы моему брату не привили комплекс слабака. По своей особенности, мой брат худенький и не может тягаться силой со многими своими сверстниками. Наш обидчик наоборот весьма упитан. Как отвадить этого хулигана? Мама справиться с ребенком не может, на все его выходки она закрывает глаза. Я прошу помощи, не потому что решаю проблемы брата и тем самым пытаюсь облегчить ему жизнь. Просто мне за него обидно. И когда я вижу, что в его глазах возникает страх, нерешительность, мне становится больно. Посоветуйте как быть?

Ответ эксперта
Настя, вы верно заметили, что все дети разные. И если ваш брат в силу своих индивидуальных особенностей не отличается физической силой, то не стоит заострять его внимание на неспособности физически противостоять агрессору. От этого как раз и может возникнуть, как вы выразились, «комплекс слабака». Дети в детском саду находятся под постоянным контролем воспитателя, в обязанностях которого - не допускать, чтобы вашего брата бил одногруппник.
Ни для кого не секрет, что зачастую даже в сражениях побеждает не тот, кто сильней физически, а тот, кто смекалистей. Об этом создано немало мультипликационных и художественных фильмов, написано много детских книг, которые помогут в воспитании необходимых вашему брату качеств. Учите мальчика нестандартным способам разрешения конфликтных ситуаций, проигрывайте дома с ним на игрушках все возможные варианты выхода из конфликта. Это может быть и остроумный ответ, и предложение что-то сделать вместе, и просто игнорирование обидчика. В итоге мальчик из арсенала доступных средств выберет какие-то близкие для себя. Надо объяснить ребенку, что, когда он плачет, убегает, обидчику это доставляет большое удовольствие и вдохновляет его на новые издевательства. Если мальчику все-таки будет трудно справиться с маленьким агрессором, пусть ищет помощи у воспитателя. Искать справедливой защиты – это не значит «ябедничать».