Я слишком сильно переживаю за своего ребенка
Я слишком сильно тревожусь за своего ребенка (дочь 9 лет). Мне постоянно кажется, что с ней может что-то случиться. Вокруг происходят страшные события с маленькими детьми, и это только усиливает мое беспокойство. Я провожу беседы с ребенком, рассказываю ей, что следует делать в разных случаях, и в тоже время понимаю, что от всего обезопасить невозможно. Дочь давно просит отпускать ее одну в школу, но я стою за углом и смотрю, как она идет, или когда она гуляет во дворе, я выхожу на балкон каждые 15 минут. Как избавится от навязчивого состояния?

Ответ эксперта
Уважаемая Альмира, думаю, что под Вашим письмом могли бы подписаться многие родители. В нашем обществе бытует мнение, что хорошая мать переживает и заботится о ребенке, чем сильнее, тем лучше, а тревога за малыша часто приравнивается к любви. Казалось бы, это правильно и вполне логично. Однако не будем забывать, что ощущение радости существования и преобладание положительных эмоций – это одни из самых важных условия благоприятного развития ребенка. А когда ребенок постоянно видит перед собой испуганное и напряженное лицо матери, он приучается к мысли, что мир – это страшное место и, соответственно, растет робким и неуверенным в себе. Более того, желание матери во всем опекать свое чадо, делать все вместе с ним и за него приводит к тому, что ребенок не сможет научиться взаимодействовать с окружающим миром. И нередко тревожная мать воспитывает тревожного ребенка. Таким образом, тревожность матери мучительна не только для нее самой, но и вредна для ребенка.
Альмира, Вашей дочери 9 лет. В этом возрасте ребенок должен учиться быть автономным, сам заводить себе друзей, находить занятия. Пройдет еще немного времени и для Вашей девочки общение со сверстниками станет приоритетным по сравнению с общением с родителями. Это естественный ход развития ребенка, и родителям важно научиться «отпускать» своих детей.
Что же делать? Как избавиться от повышенной тревожности? Альмира, если Вы ваша тревожность проявляется и в других сферах, постарайтесь освоить методы релаксации. Не пытайтесь подавлять тревогу, поделитесь своими чувствами с друзьями, а еще лучше – проговорите свои опасения с психологом. Вам необходимо осмыслить причины тревожного состояния. Чем лучше Вы поймете свою тревогу, тем проще Вам будет от нее избавиться. Альмира, задайте себе вопрос: чего конкретно я боюсь? Вы пищите, что учите свою девочку, как надо себя вести в тех или иных ситуациях. Вы не уверены, что Вам удалось выработать у дочери собственные способы защиты? Тогда над этим надо поработать еще. Или за Вашей тревогой о дочери прячутся другие чувства? Часто бывает, что за беспокойством о ребенке таятся чувства, к нему не относящиеся, например, недовольство супружескими отношениями. Также истоки тревоги могут лежать и в Вашем собственном детстве. Возможны и другие причины. Важно понять их, тогда, Альмира, Вам удастся избавить дочку от своих страхов, не имеющих к ней никакого отношения.