Адаптация ребенка 11 лет в новом классе
Здравствуйте, мне срочно нужен Ваш совет.
Сын моей коллеги по работе стал изгоем в своем пятом классе (началось все еще в первом ). Причина банальна - рыжий цвет волос, полнота, сначала были поводом для насмешек, потом начались постоянные оскорбительные издевательства.
Вчера удалось перевести мальчика в другую школу, в класс, в котором учится мой сын.
Коллега просит через моего сына помочь мальчику адаптироваться.
Я прошу своего сына не показывать виду, если ему не хочется сидеть с ним за одной партой, во-вторых, приглашать его играть на переменках, потом - пресекать насмешки одноклассников в его адрес.
Просить его о дружбе с ним, я думаю уже излишне. Мне кажется, что просить его о большем - это нагружать своего ребенка не его обязанностями и перекладывать на него груз родительских забот мальчика. Может я не права? Если захотят - сами подружатся.
Скажите пожалуйста, что я своему сыну еще могу сказать, посоветовать в общении с мальчиком и классом?
Посоветуйте, как ему вести себя с новичком и коллективом одноклассников?

Ответ эксперта
Елена, здравствуйте. Должен сказать, что мне было бы проще напрямую (а не через вас) поговорить с вашим сыном. Так мне было бы проще понять, что можно сказать ему. Ситуация посредничества усложняет задачу. Но делать нечего. Поэтому моя первая рекомендация вам заключается в том, чтобы обсуждать сложившуюся ситуацию только тогда, когда вы чувствуете хороший психологический контакт со своим сыном, когда между вами есть доверительные отношения и возможен высокий уровень взаимопонимания. Во-вторых, важно рассказать вашему сыну не столько то, как вы понимаете возникшую ситуацию, сколько то, как вы ее чувствуете, переживаете. Без ваших собственных переживаний и чувств вашему сыну будет трудно понять вас полно, понять вас на самом деле. В-третьих, если в вашем рассказе вы попробуете объяснить причины той травли со стороны одноклассников, которой подвергался сын вашей знакомой (цвет волос, полнота и т.п.), и, тем самым, будете его так или иначе оценивать, то лишь усложните ту ситуацию, в которой окажется ваш сын; вместо причин и следствий нужно говорить о ваших переживаниях и чувствах в связи с тем, что происходило с сыном вашей знакомой. И, наконец, как мне представляется, вам не стоит просить вашего сына о чем бы то ни было. Вместо этого лучше сказать что-то, что никак не ограничивает его свободу и его возможности вести себя так, как он того захочет. Например: «Я бы очень не хотела, чтобы ситуация повторилась в вашем классе, но я пока действительно не знаю, что здесь можно сделать. Как ты думаешь, можно ли будет ему как-то помочь?». Иначе говоря, попробуйте сделать из ситуации просьбы-задания ситуацию со-чувствия, со-переживания, со-размышления и со-действия.