Как помочь сыну стать более уверенным в себе?
Нашему мальчику 2 года и 1 месяц. Мы начали ходить с ним на развивающие занятия. Все дети уже адаптировались, а наш всего боится, не хочет работать с другими детьми, постоянно просится к маме на руки. Видно, что ему мешает робость, застенчивость. Скажите, пожалуйста, что сейчас я могу сделать, чтобы мой сын вырос уверенным в себе?

Ответ эксперта
Уважаемая Светлана, Вы спрашиваете, что Вы можете сделать для того, чтобы Ваш сын «вырос уверенным в себе». Прежде всего, не надо сравнивать своего ребенка с другими. Вы пишите, что Ваш сын ведет себя на занятиях не так, как другие дети («не хочет работать со всеми, постоянно просится к маме на руки»). Своим поведением, малыш, как будто говорит о неготовности взрослеть и отрываться от матери. Видимо, ему требуется чуть больше времени для адаптации, чем другим детям. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально: одни быстро адаптируются в новой обстановке, другим требуется чуть больше времени, чтобы освоиться. Не будем забывать и о том, что для двухлетних детей естественна тесная эмоциональная связь с матерью. Поэтому не мудрено, что в малознакомой обстановке малыш спокойнее себя чувствует на руках у матери. В такой ситуации самый хороший способ – приласкать ребенка, дав ему понять, что Вы понимаете его дискомфортное состояние и любите, несмотря на то, что он не выполняет какие-то требования. Когда малыш успокоится, можно напомнить ему, что мама никуда не уйдет и в любой момент сможет позаботиться о нем. Терпеливое и бережное отношение к ребенку непременно помогут справиться ему с затруднительной ситуацией.
Малыш оценивает себя через других людей, его окружающих. Поэтому нужно чаще хвалить ребенка, говорить ему, что он хороший, любимый. Если он делает что-то не так, то лучше не критиковать его, а направлять, показывать, как правильно. Малыш должен чувствовать, что общение с ним доставляет радость близким. В процессе общения важно позволять ребенку выражать свои мысли и чувства, особенно негативные – обиду, недовольство, гнев. Таким образом, он научится отстаивать свои позиции, и это поможет ему чувствовать себя уверенней. Вообще, среди психологов существует мнение, что лучшей профилактикой стеснительности является общение со взрослыми и детьми разных возрастов в различных ситуациях.