Как наказывать подростка (девочка 13 лет)
ЗДравствуйте.
Моя дочь, 13 лет, убеждена, что достаточно взрослая, чтобы самой решать, как ей жить: ходить-не ходить на занятия в школу, гулять до ночи и неизвестно где и с кем; настаивает на том, чтобы ей сделали экстремальный пирсинг или татуировку, покрасили волосы (никакие предупреждения на упаковках с краской о запрещении окраски волос до 16-летнего возраста не аргумент). Никакие разумные объяснения и уговоры на нее не действуют.Дело доходит до истерик. Я верю ей, что ничем дурным она не занимается, она вполне разумна, но все же считаю, что она должна соблюдать определенные правила и подчиняться требованиям родителей (они вполне адекватны). У нее очень большое желание выделяться (чуствовать превосходство) среди сверсников, но результат должен быть быстрым - внешний вид либо что-то подобное. Сложные пути нам не нужны - отличная учеба или выдающиеся результаты в какой-то сфере (неплохо занимается по классу фортепиано, есть потенциал и педагоги очень заинтересованы).
Не знаю, как с ней разговаривать и влиять на нее. В ответ ухмылки и ирония. Каждый раз устраивать взбучку и ставить ультиматумы - думаю, что это не метод. Хочу заметить, что дочь очень симпатичная, с хорошей фигурой, но при этом постоянно ищет в себе недостатки и все мысли о том, как их исправить. Вниманием со стороны мальчиков не обделена и сильно к такому общению не стремится.
Подскажите, пожалуйста, что делать, как корректировать поведение и взгляды дочки. Думаю, что еще не поздно.

Ответ эксперта
Ирина, ваша дочь ведет себя как типичный подросток. Пора признать, что девочка выросла и претендует на то, чтобы взрослые считались с ее мнением, уважительно относились к ее взглядам. Не стоит пугаться, что такой «колючей» и строптивой ваша дочь останется навсегда. Так называемая «болезнь роста» пройдет. Поэтому лучше запастись терпением и постараться сохранить доверительные отношения с дочерью. Вступая во взрослую жизнь, девочка испытывает массу сильных эмоций. Многие, на взгляд взрослых, пустяковые жизненные ситуации представляются ей неразрешимыми проблемами. Поэтому ваша доброжелательная помощь и поддержка очень нужны девочке. Но поменьше критики и нравоучений. Побольше доверительных бесед и обсуждений на равных. К примеру, хочет дочь покрасить волосы. Не стоит сразу запрещать это делать или высмеивать ее. Попробуйте признать желание девочки и обсудить, чем ее не устраивает естественный цвет волос, почему она готова пожертвовать здоровьем своих волос ради их нового цвета, почему именно этот цвет волос она выбрала, чем именно он ей по нраву и т.п. Не бойтесь высказывать свое мнение, но и примите, что мнение дочери может не совпадать с вашим. Главное – диалог. Ведь, согласитесь, разве стоит только из-за цвета волос, который всегда можно поменять, портить доверительные отношения с любимой дочерью?
Конечно, есть темы, которые вы как родитель должны четко и однозначно проговорить с дочерью, в частности, тему вашей ответственности за жизнь и здоровье своего ребенка. Поэтому ваше право – требовать, чтобы дочь возвращалась домой в определенное время, выполняла определенные правила, продиктованные необходимостью обеспечения ее безопасности. Вооружите девочку знаниями, объясняйте, какие ситуации могут представлять для нее угрозу.
Ирина, вы выражаете уверенность в том, что ваша дочка не наделает глупостей. Значит, вам удалось заложить в ней основы «правильного» поведения. Теперь настало время отойти в сторону и убедиться, как хорошо девочка усвоила ваши уроки. Надо дать ей возможность прочувствовать свою ответственность за происходящее. В случае необходимости делитесь своим опытом, опасениями, переживаниями. Взрослая жизнь на пороге и было бы глупо удерживать время и отрицать очевидное. Конечно, до истинной взрослости еще далеко. И у вас есть время внести необходимые коррективы в поведение дочери.