Меня мучает совесть, ведь я не была рядом с больным отцом...
Отец бросил нас с братом, когда мамы не стало.
И теперь я не захотела быть рядом, когда он болел и умирал.
Я думаю о своих будущих детях, и мне страшно –
вдруг они тоже поступят так со мной..

Ответ эксперта
Давайте осторожно отделим ваше чувство вины от пугающей идеи неизбежного наказания. В юности вы отчаянно противились исполнению «дочернего долга» и ничего не могли с этим поделать: вам нужно было психологически окрепнуть и повзрослеть. Это произошло, и теперь вы испытываете угрызения совести – как взрослый ответственный человек, уклонившийся от испытания. Но четыре года назад вы были другой, только-только подросли и рвались из мрачного мира, где все болеют и умирают, на свободу, в свою молодую самостоятельную жизнь. Ту девочку, которой вы были, очень важно понять и простить, а вместе с ней – и ее родителей, которые по разным причинам, но оба покинули ее. Это большая работа, и вы уже начали ее делать. Ваш страх стать ненужной (будущие (!) дети вырастут
и отвергнут, покинут, забудут) – это поменявший форму детский ужас: все покидают, никому не нужна. Cтарые раны будут болеть и понемногу очищаться, заживать. Но придет время подумать и о том, какой мамой вы хотели
бы стать в будущем.