Как приучить ребенка к горшку?
Здравствуйте.
Помогите, пожалуйста, разобраться, что происходит с дочкой. Ей год и 10 месяцев. Несколько месяцев у нас не было проблем с горшком, а в течение последней недели она часто стала ходить по маленькому везде, кроме как в горшок. При этом может принести его, снять трусики и просто пописать рядом, удивленно, виновато и испуганно смотря на родителей. Чем ей помочь. Ругать ее нет никакого желания, потому что ребенок она смышленый. Скорее хочется прижать ее к себе и спросить, малышка, почему?

Ответ эксперта
Приучение ребенка к опрятности – один из важных моментов развития ребенка раннего возраста, связанный с зарождением у него самостоятельности и саморегуляции. Научиться пользоваться горшком ребенок сможет только тогда, когда будет к этому подготовлен физиологически и психологически. Обычно это происходит в возрасте 2-2,6 лет.
Уважаемая Юлия, к сожалению, Вы не написали об особенностях развития Вашей дочки, как происходил процесс приучения к туалету, в каком возрасте. Вы пишите, что «несколько месяцев у нас не было проблем с горшком». Не связано ли это с тем, что Вы, предугадывая желание дочки справить нужду, вовремя подставляли горшок?
Считается, что ребенок самостоятельно научился пользоваться горшком, если он в состоянии понять свое желание сходить в туалет, сдержать свой первичный импульс и дойти до того места, где это можно сделать. Поэтому, скорее всего, одной из причин происходящего с Вашей малышкой является ее незрелость. Она вроде и понимает, зачем нужен горшок, приносит его, но правильно рассчитать время, чтобы сесть на него вовремя, пока не может. Вот и случается конфуз. Нужны время на взросление и Ваше терпение. Старайтесь отстраненно относиться к происходящим «неудачам», чтобы не фиксировать на них внимание дочки. Со временем девочка непременно научится контролировать свои потребности.
Юлия, Вы пишите, что дочка, пописав не в горшок, смотрит на Вас «виновато и испуганно». Не связано ли это с Вашей излишней требовательностью или строгостью в процессе приучения к горшку? Ведь если ребенок физиологически и психологически незрел, то настойчивость взрослых воспринимается малышом как насилие и может вызвать у него ответные реакции протеста. Бывает и так, что ребенок, видя, как родители эмоционально и бурно реагируют на положительный результат «похода» на горшок, стремится изо всех сил угодить им, но из-за волнения, незрелого поведения или опасения не соответствовать родительским ожиданиям может сделать что-то не так.
Другой возможной причиной отказа от горшка может быть недостаток внимания со стороны родителей: справляя нужду не в горшок, ребенок гарантированно такое внимание получает. Причиной может быть и какое-то эмоциональное потрясение ребенка.
Юлия, Ваше понимание, сочувствие временным «неуспехам» дочери, сотрудничество с ней непременно помогут преодолеть эти и другие возможные трудности в ее развитии. Верьте в себя и в своего ребенка.
Удачи, Т. Бедник.