Не могу избавиться от чувства вины
Год назад развелась с пьющим мужем, с которым прожила 35 лет. Вышла замуж. за хорошего непьющего человека. Но никак не могу привыкнуть к новой жизни, постоянно думаю о том, что виновата перед детьми (сыну 31 год, дочке-24) за то, что не сохранила семью, перед бывшим мужем за разрыв в таком возрасте.

Ответ эксперта
Елена, здравствуйте. Ваше чувство вины – часть психологического шлейфа, тянущегося за вами из прошлой жизни. Согласитесь, у нас нет возможности изменить наше прошлое, каким бы оно ни было. Но мы можем изменить то, что есть сейчас. Ваше чувство вины есть сейчас. Я не думаю, что оно нужно вашим теперь уже взрослым детям. Я не думаю, что оно нужно вашему бывшему мужу. Я не думаю даже, что оно нужно сейчас вам. Вполне возможно, что когда-то оно имело для вас смысл, но теперь многое изменилось. При этом в вас по-прежнему как бы по инерции продолжает жить это чувство. Метафорически говоря, вы похожи на женщину, гуляющую по парку в конце мая в теплой зимней меховой шапке. Зимой она была вам нужна, а теперь? Ваше чувство вины теперь не менее пагубно для вас, чем зимняя шапка на голове в майский полдень. Ваш муж (хороший непьющий человек) должен жить с женщиной, постоянно преисполненной чувства вины. Каково ему? Ставя себя на его место, представляя себя с постоянно испытывающей вину женщиной, я бы начал искать причину этой вины в себе. Дальше - больше. Не находя этой причины в себе (поскольку ее на самом деле не существует), я постепенно бы впал в отчаяние и начал бы обвинять сам себя в том, что не могу создать благополучную жизнь для человека, с которым я живу, которого я люблю. От такой невыносимой жизни до бегства в алкоголизм не так уж далеко. Но не будем забегать так далеко. Подумаем над тем, что делать с самим чувством вины. Мне кажется, что и здесь предложенная метафора помогает: от зимней шапки надо избавиться. Для того, чтобы сделать это, нужно не только понять, но и почувствовать ее неуместность и пагубность в вашей сегодняшней жизни. Иначе говоря, каждый раз, когда вы отчетливо ощущаете в себе чувство вины, не бегите от него, не скрывайте его, не заталкивайте его внутрь себя, но, напротив, предоставьте ему максимум свободы для выражения вовне. Пусть оно проявится, пусть оно получит право голоса, пусть станет видимым и слышимым для тех, кто вас теперь окружает. Пусть это чувство получит возможность выговорить себя вовне. И тогда вы увидите, что с ним произойдет. Я думаю, оно утратит свою однозначность и определенность, в самом этом чувстве появятся новые оттенки и краски (возможно, сожаления, ностальгии, печали, сомнения, неуверенности, робости…). Оно постепенно перестанет быть подавляющей негативной доминантой вашей эмоциональной жизни, станет одним из ее аспектов, проявлений, наряду с другими чувствами и переживаниями. Именно этого мне бы на самом деле очень хотелось.