Что делать? Душа погибает.
С моих 13 лет изменилось не многое: я начала курить, учусь не в школе, а заканчиваю колледж, у меня есть молодой человек и я нашла цель в жизни. Все остальное как будто не двигается с места! Я все так же неуверенна в себе, так же злюсь на весь свет, все также хочу умереть (не по причине плохой и тяжелой жизни, а просто хочу чтобы все вокруг поскорее закончилось). Понимаете я общаюсь с ровесницами и вижу, что их мировоззрение меняется: они учатся прощать, отдавать не ожидая ничего взамен... а я все такая же, какой и была в 13 лет. Я не знаю с чем это связано. 13-летний подросток в теле 19-летней девушки - именно так я себя ощущаю. Только если раньше злость как быстро вспыхивала, то так же быстро гасла, то теперь я чувствую, что каждая негативная эмоция остается, присоединяется к другим и "сжирает" мою душу изнутри.
По натуре я творческий человек, но шедевры я творю только когда люблю, и не могу ничего делать когда меня переполняет негатив (хотя у большинства творцов все наоборот). И сейчас вроде бы и идеи есть, но все силы уходят на злость, ненависть, осуждение и зависть. Я даже выглядеть внешне стала хуже. Не знаю куда от этого деваться, что делать, как спасаться... думаю на неделе уже в церковь идти и исповедоваться.. но боюсь что не поможет..
Подскажите, что мне делать, чтобы, так сказать "очистить душу" и измениться?
P.S. Знаете я сейчас чувствую, что если меня спросят "какой ты видишь себя через 5 лет?", то я отвечу "такой же". И я жутко этого боюсь.

Ответ эксперта
Надежда, здравствуйте. Для меня ваше состояние - следствие накопленного и не выраженного вовне негатива (негативных переживаний, негативных чувств, негативных эмоций). Возможно, в 13 лет в силу каких-то обстоятельств вам стало сложно (даже невозможно) выражать этот негатив. И он стал накапливаться внутри. Теперь его накопилось так много, что он «сжирает вашу душу изнутри». Так что ваше выражение «очистить душу» представляется мне очень верным и точным обозначением той задачи, той внутренней работы, которая вам показана.
Можно ли проделать такую работу? Да, конечно. В общем плане именно такая работа делается в рамках любого психотерапевтического курса. И я вам настоятельно рекомендую использовать все имеющиеся у вас возможности, чтобы найти подходящего вам специалиста и пройти такой курс.
Работу по «очистке души» можно попытаться проделать и самостоятельно. Конечно, этот способ менее гарантированный и в этом смысле более трудный. Но попробовать в любом случае стоит. Существует множество психотерапевтических техник такой работы. Я расскажу вам об одной из них. Эта форма самоисследования и самопомощи называется экспрессивный рисунок. Она особенно подходит для выражения негативных переживаний.
Вам потребуются листы плотной бумаги, цветные фломастеры или мелки. В ситуации, когда вам никто не помешает:
• сконцентрируйтесь на любом вашем негативном переживании, будь то злость, ненависть, осуждение или зависть;
• важно как можно лучше и полнее почувствовать это конкретное переживание, дать ему возможность наполнить вас изнутри, дать ему время, чтобы побыть в вас, жить в вас;
• когда вы основательно «пропитаетесть» данным переживанием (чувством, эмоцией, аффектом), наполнитесь им и почувствуете его желание излиться вовне, нужно взять тот фломастер (или мелок), который «попросится» вам в руку и просто позволить переживанию вылиться через вашу руку на лист бумаги;
• вы просто наблюдаете как рисует ваша рука, просто наблюдаете за тем что происходит; не вы рисуете, рисует ваше переживание, получается то, что получается;
• чем больше вы сделаете таких рисунков, тем лучше.
С каждым из таких рисунков ваш негатив будет выходить вовне, а ваша душа будет от него постепенно очищаться. Наберитесь терпения, нужные для вас результаты вряд ли появятся после первых проб. Не забывайте, что этот негатив накапливался в вас, по крайней мере, шесть лет, и, чтобы почувствовать первые признаки очищения, вам нужно основательно поработать.
Я убежден, что через какое-то время такой работы по самоочищению, вы почувствуете сначала некоторое облегчение, ощущение большей внутренней свободы, затем перемены в себе, затем признаки внутреннего взросления, затем более выраженные творческие импульсы.